(греч. atomos — неделимый) — учение о прерывном (дискретном) строении материи. Основные этапы развития этого учения: А. древних материалистов, механистическая А. 17 и 18 вв., химическая А. 19 в., современная физическая А.АТОМИСТИКА (греч. atomos — неделимый) — учение о прерывном (дискретном) строении материи. Основные этапы развития этого учения: А. древних материалистов, механистическая А. 17 и 18 вв., химическая А. 19 в., современная физическая А. Древняя А. носила умозрительный характер, т. к. в то время еще не существовало опыт-нон пауки. Левкипп, Демокрит, Эпикур рассматривали атомы как мельчайшие неделимые частицы, вечные и неизменные, пребывающие в постоянном движении и различающиеся по форме и величине, порядку и положению. Качественное многообразие вещей они объясняли различиями в комбинациях атомов. В 17—18 вв. идеи А. разрабатывают Галилей, Бойль, Ньютон, Ломоносов. Поскольку наибольшее развитие в этот период приобрела механика, способность атомов к взаимодействиям и соединению друг с другом объяснялась различными механическими свойствами. Химическая А. была создана в 19 в. Дальтоном, Менделеевым и Бутлеровым. Основными свойствами атомов стали считаться атомный вес и валентность (способность присоединять определенное число других атомов). Вплоть до конца 19 в. А. преимущественно носила метафизический характер, т. к. исходила из представления об атомах как о неизменных, не способных ни к какому превращению частицах, «кирпичиках мироздания». Современная А. возникла в связи с революцией в физике в кон. 19 и нач. 20 в., когда было обнаружено сложное строение атомов, открыты т. наз. элементарные частицы (электроны, протоны, позитроны, нейтроны, фотоны и т.д.), число которых, по современным данным, составляет более двух сотен. Эти частицы обладают качественно иными по сравнению с атомами свойствами, представляя собой единство корпускул (частиц) и волн (корпускулярно-волновой дуализм). Современная А. признает изменчивость, взаимопревращаемость микрочастиц, наличие у них сложной структуры, доказывая тем самым диалектическое воззрение на строение материи, ее неисчерпаемость, противоречивый характер процессов, происходящих в самом ее фундаменте.