НИГИЛИЗМ ( от лат. nihil — ничто) — в широком смысле отрицание общепринятых ценностей и норм, укоренившихся форм общественной жизни. Н. зачастую бывает первоначальной стихийной и ограниченной формой протеста определенных социальных слоев против уклада жизни и моральных устоев господствующих классов и в тех или иных формах проявляется на всем протяжении человеческой истории.
Широкое употребление термина «Н.» в литературе обычно связывают с публицистической деятельностью Писарева, а также с выходом в свет романа Тургенева «Отцы и дети», главный герой к-рого Базаров заявлял об отрицании основных ценностей современного ему общества, но это отрицание выступало как переоценка господствующих представлений, стремление привлечь внимание, напр., к необходимости развития естественных наук, что в тех условиях положительно влияло на жизнь общества. Нигилистическое отношение к социальным институтам, нравственности, искусству свойственно современным правым и левым экстремистским течениям. В буржуазной философии осознание социального и духовного кризиса буржуазного общества, крушения его идеалов нередко принимает форму нигилистического отрицания смысла человеческой деятельности вообще. Так, Ницше, «переоценивая все ценности», основанные, по его мнению, на положениях христианской этики, призывал к отрицанию общечеловеческой нравственности. У Шпенглера Н. проявляется в противопоставлении культуры цивилизации, в к-рой господствует чистый практицизм. Представители леворадикальной философии, выдвигая идеи «великого отказа» (Маркузе), «негативной диалектики» (Адорио), пытаются представить Н. как важнейшую силу преобразования общества. Нигилистические настроения прослеживаются также в феномене контркультуры, которая, по мнению ее приверженцев, должна сформировать «нового человека», свободного от власти норм и ценностей «репрессивной» культуры, порабощающей современного индивида. Подобные идеи отразили слабость леворадикального движения, отсутствие в нем позитивной программы социальных преобразований. Философия Н. несовместима с марксизмом, творчески воспринимающим достижения всей предшествующей * культуры.