МИРОВОЗЗРЕНИЕ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

целостная система взглядов на мир (т. е. на природу, общество и мышление), оказывающих существенное воздействие на деятельность человека.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — целостная система взглядов на мир (т. е. на природу, общество и мышление), оказывающих существенное воздействие на деятельность человека. Научные, философские, социально-политические, моральные, эстетические и религиозные* взгляды и идеалы, из которых складывается М., формируются у индивида в практической жизни, через освоение им накопленного человечеством опыта. М. имеется у всех людей, только у одних оно складывается стихийно (т. паз. обыденное М.), а другие вырабатывают его у себя сознательно, стремясь осмыслить жизнь общества и свою собственную жизнь, свое отношение к миру путем изучения социально-исторического опыта, конкретных наук и философии. Характер М. определяется в конечном счете уровнем общественного развития, состоянием пауки, просвещения. Напр., М. человека античной или феодальной эпохи существенно отличается от М. члена капиталистического, а тем более социалистического общества. Но и М. людей, живущих в одном и том же обществе, весьма различно. И такое различие нельзя объяснить несходством их темпераментов, как это делают некоторые философы (напр., прагматист Джемс). Суть дела в другом. В обществе, состоящем из классов с противоположными политическими и экономическими интересами, взгляды их представителей на социальное развитие, на смысл жизни, на сущность познания и т. п. также противоположны. В наиболее обобщенной форме различие классовых интересов проявляется в философии, составляющей основу всякого М. Как правило, идеологи (и вообще представители) консервативного, обреченного па гибель класса отстаивают точку зрения идеализма, а следовательно, идеалистическое М. Если этот класс обладает властью, он пытается сделать (и часто делает) свое М. господствующим в обществе, навязывая его трудящимся всеми способами. Для этих целей особенно широко используется религия. Поэтому идеалистическое М., будучи враждебным науке, часто принимает религиозную форму, переходя порой в мистицизм (Мистика). Передовые классы обычно придерживаются материализма и основанного на нем материалистического М. Последнее развивается в тесном союзе с конкретными науками. Оно, по словам Энгельса, означает «просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений…». Надо отметить, что ни какая-то отдельная наука, ни все они вместе без философии не могут (вопреки мнению представителей позитивизма) составить научное М. Нередко естествоиспытатели, являясь в пределах своей научной области материалистами, вне ее оказываются не только идеалистами, но «даже благочестивыми, правоверными христианами» (Энгельс) . Данное обстоятельство объясняется тем, что ни одна из конкретных наук не исследует таких общих вопросов, как вопрос о материальности мира, о соотношении бытия и мышления, об источнике развития объектов и т. п., не вырабатывает всеобщего метода познания, освоения действительности. Вот почему Ленин подчеркнул, что «без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания». Коренные интересы рабочего класса, всех трудящихся выражает коммунистическое М.— марксизм-ленинизм. Его философской основой является диалектический и исторический материализм. Вследствие того что трудящиеся массы заинтересованы в улучшении условий жизни, в переделке действительности в соответствии с законами общественного прогресса, марксистско-ленинское М. глубоко научно и революционно. Поэтому оно не примиримо ни с одной из разновидностей буржуазного М., проникнутого пессимизмом, неверием в изменение жизни. Здесь невозможен нейтрализм или компромиссы. Во всем мире быстро растет число сторонников марксизма-ле-нинизма. В странах же социализма коммунистическое М. стало господствующим. Оно должно стать достоянием каждого советского человека — такова одна из важнейших задач коммунистического строительства, решение к-рой предполагает единство идейно-политического, трудового и нравственно-эстетического воспитания личности. Решение этой задачи не только в том, чтобы добиться понимания основных идей марксистской науки. Знания, как таковые, еще не есть М. Лишь став убеждениями, воплощаясь в поступки, в практическую деятельность, знания приобретают значение М. Поэтому решающим условием формирования научного М. человека является его активное участие в жизни общества, в создании новых, коммунистических отношений, всего богатства человеческой культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *