(греч. methodos — путь, способ познания, исследования) — способ практического и теоретического действия человека, направленный на овладение объектом.
МЕТОД (греч. methodos — путь, способ познания, исследования) — способ практического и теоретического действия человека, направленный на овладение объектом. В производстве это прием изготовления вещей, выращивания полезных растений, животных и т. п., в науке — способ достижения новых результатов в мышлении. М. не есть нечто произвольное, субъективное. К плодотворным результатам в теории и практике может привести только тот М., к-рый основывается на знании об объекте, о его законах. Поэтому предпосылкой М. является научная теория. Философия в процессе длительного развития выработала всеобщий М. познания и преобразования действительности — материалистическую диалектику. «…Именно диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой» (Энгельс). И это верно не только для естествознания, но и для науки вообще. Кроме философского М., в различных областях науки применяется большое количество специальных методов. Одни из них пригодны почти для всех областей знания и становятся общенаучными (М. формализации, моделирования, статистические методы и т. п.), другие находят более узкое применение и рассчитаны на изучение строго определенного предмета (М. структурной лингвистики, меченых атомов и т. п.). Однако, как бы широко ни применялся специальный метод, он не может трактоваться в качестве философского. В противном случае это приводит к метафизике. Исторически метафизика как М. возникла в результате абсолютизации закономерностей отдельных форм движения материи (напр., механики), распространения их на все другие формы движения. Подлинно научный философский М. основывается на знании всеобщих законов всякого развития (развития природы, общества, человеческого мышления). Не отрицая значения специальных методов, материалистическая диалектика не абсолютизирует их, а признает правомерность каждого в своей области.