(лат. materia — вещество) — «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин).
МАТЕРИЯ (лат. materia — вещество) — «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин). В домарксистской философии под М. понимали некое вещественное начало, которое однородно, однообразно, едино для всех предметов и процессов и не сводится к какому-либо известному конкретному виду вещества. При этом М. рассматривалась не только как вещественный субстрат, основа всех материальных тел, но и как носитель некоторых фундаментальных свойств: протяженности, инертности, непроницаемости и т. д. Ее сводили к вечным, неизменным, непроницаемым, неделимым и бесструктурным «единицам» — атомам, от сочетаний которых зависит все бесконечное многообразие предметов а явлений действительности. Такое понимание М. возникло еще в древней философии и получило дальнейшее развитие в философии и естествознании нового времени. При этом материалисты и объективные идеалисты, сходясь в том, что М.— это вещественный субстрат предметов и явлений, вкладывали в понятие «М.» разное-содержание, по-разному представляли себе ее соотношение с духом, ее место и роль в структуре мира, связь М. и движения. У материалистов М..связана с движением, обладает внутренней активностью. Она выступает как-единая первооснова мира, никем и ничем не сотворенная, вечная и неуничтожимая, порождающая все многообразие конкретных вещей и явлений. М. первична по отношению к сознанию, которое, с одной стороны, отражает материальный мир, а с другой—является результатом функционирования особым образом организованной М. Идеалисты рассматривали М. как порождение, результат творения противоположной ей духовной субстанции (бога, абсолютной идеи, мирового разума), которая наделила косную, неподвижную М. движением и создала из нее конкретные вещи. Эта же духовная субстанция породила, с их точки зрения, и человеческий разум, к-рый оказывается, таким образом, не связанным с материальным миром ни но происхождению, ни функционально. С возникновением марксизма категория «М.» получила принципиально новое истолкование. Маркс и Энгельс указали на ошибочность понимания М. как какого-то последнего, однообразного и единого вещественного субстрата всех вещей. Не существует никакой «первом материи», «материи как таковой», отличной от всего многообразия конкретных предметов. «Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую и свести качественные различия к чисто количественным различиям, образуемым сочетаниями тождественных мельчайших частиц, то оно поступает таким же образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой…» (Энгельс). Диалектический материализм понимает под М. все многообразие мира, существующего вне и независимо от человеческого сознания, всю совокупность предметов и явлений, их свойств и отношений. Поэтому недопустимо отождествлять М. с какими-либо конкретными ее видами (напр., с веществом, полем) или свойствами (инертностью, массой, энергией и т. д.). Правильность такого понимания М. подтверждается развитием науки. Когда на рубеже 19—20 вв. произошла революция в естествознании, была доказана разложимость атомов, открыты более фундаментальные частицы вещества, обнаружена зависимость массы от скорости, установлена взаимосвязь массы и энергии и т. д., то некоторыми учеными и философами-идеалистами крах прежних представлений о строении М. и ее свойствах (напр., о непроницаемости и неделимости атомов, о постоянстве массы тел и т. д.) стал рассматриваться как доказательство того, что М. не существует, что она «исчезла». Ленин, критикуя эту точку зрения, показал, что, как бы ни изменялись научные представления о строении М., о ее свойствах и закономерностях, это ни в коей мере не может поколебать основного положения материалистической философии о М. как объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания. ««Материя исчезает» — это значит исчезает тот предел, до которого мы зпали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса и т. п.) и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» (Ленин). Определяя М. через сопоставление ее с сознанием (М.— это то, что не зависит от сознания), диалектический материализм вместе с тем подчеркивает, что противопоставление М. сознанию имеет абсолютный характер только в рамках основного вопроса философии. За его пределами это противопоставление утрачивает абсолютный характер, ибо сознание человека, будучи порождением М., само оказывает на нее активное воздействие, преобразует объективную реальность через практическую деятельность. Опираясь на данные наук, диалектический материализм последовательно обосновал материалистический тезис о неразрывной связи материи и движения, понимая под последним не какой-либо конкретный вид движения, а изменение вообще, происходящее в самых различных формах и обладающее внутренними источниками, импульсами.