(лат. cultura — возделывание, обрабатывание) —совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности.
КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, обрабатывание) —совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности. Различают материальную и духовную К. К первой относят совокупность материальных благ, средства их производства. Вторая включает совокупность всех знаний, все формы мышления и всю сферу мировоззрения: философию, науку, этику, право и т. п., а также эстетическую (изобразительную) сферу деятельности (напр., искусство). Эти элементы К. неразрывно связаны между собой. Материальная, производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни. С другой стороны, результаты его мыслительной деятельности материализуются, превращаются в вещи, технические средства, произведения искусства. Напр., наши знания в электротехнике относятся к духовной К., а электродвигатель или электропоезд, созданные на основе этих знаний, относятся к материальной К. Корни К. уходят в глубь истории и связаны с происхождением человека. Развитие К. характеризует степень овладения человеком силами природы, уровень развития самого человека, расширения его знаний, совершенствования способностей и т. д. Изменяя естественную, природную среду, приспосабливая ее к своим нуждам и потребностям, человек создает культурную среду, в которую входят: техника, жилища, поселения, средства сообщения (дороги, транспорт), средства общения (язык, письменность, радио, телевидение) и т. п. В настоящее время люди живут, по существу, в культурной среде, их окружают собственные творения. В основе развития К. лежит развитие материального производства. Смена способов производства означает и качественные изменения в К. Каждая общественно-экономическая формация характеризуется своим уровнем материальной и духовной К. При этом переход от одного уровня развития К. к другому включает в себя использование всего ценного в культурных достижениях прошлого, без к-рого невозможно дальнейшее развитие, общества. В классово антагонистических обществах развитие К. носит противоречивый характер. Трудящиеся массы, которые в конечном счете играют решающую роль в создании культурных ценностей, не могут воспользоваться плодами своей преобразующей деятельности. Господствующие эксплуататорские классы стремятся использовать достижения К. в своих эгоистических интересах: в целях обогащения, эстетического наслаждения, рассматривая их как свое исключительное достояние. Духовная К. становится классовой по своему содержанию, в своих важнейших элементах. В обществе господствуют идеи, взгляды, нравственные нормы, отражающие интересы господствующих классов. Социалистическое общество в корне изменяет формы организации материального производства и тем самым создает новые основы для преобразующей деятельности человека, для культурного развития (Культурная революция). Культурные ценности в социалистическом обществе становятся достоянием широких масс народа, перестают быть «отчужденными» от них. Плодами культурного развития пользуется пе «избранная» верхушка, а все члены общества. Поскольку при социализме сохраняются нации, то духовная К. здесь, так же как и раньше, развивается в национальной форме (язык, национальные традиции, обычаи и т. д.). Вместе с тем социализм создает основу для взаимообогащения, взаимопроникновения национальных культур, для обмена духовными ценностями между нациями. Растет культурная общность народов. В будущем коммунистическом обществе К. будет носить единый общечеловеческий характер.