КАТЕГОРИИ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

(греч. kategoria — определение, высказывание) — наиболее общие понятия, отражающие основные свойства и закономерности явлений объективной реальности и определяющие характер научно-теоретического мышления эпохи.

КАТЕГОРИИ (греч. kategoria — определение, высказывание) — наиболее общие понятия, отражающие основные свойства и закономерности явлений объективной реальности и определяющие характер научно-теоретического мышления эпохи. Материя, движение, сознание, качество и количество, причина и следствие и т. д.— все это примеры К. Анализ К.— одна из важнейших задач философии. Наиболее значительные системы К. в истории философии до Маркса были разработаны Аристотелем, Кантом, Гегелем. Аристотель первый сделал попытку рассматривать К. как отражение общих свойств объективно существующих предметов и явлений, однако этой материалистической точки зрения он придерживался не всегда, и, кроме того, ему не удалось раскрыть внутреннюю диалектическую взаимосвязь К. Заслугой Канта является исследование логических функций К., их роли в мышлении, в обработке данных чувств. Но Кант совершенно оторвал К. от объективного мира; с его точки зрения, они являются порождением рассудка, не зависящим от опыта. Гегель пошел значительно дальше Канта, поскольку рассматривал К. не статично, как извечно данные, а в процессе движения, как внутренне связанные между собой. Для него вся философия — это подвижная диалектическая система К. Вместе с тем, будучи идеалистом, Гегель представлял К. как самостоятельные сущности, порождающие друг друга и определяющие все свойства окружающего нас мира. Научный анализ К. даст материалистическая диалектика. Она подчеркивает объективное содержание К-как отражения внешнего мира. «…Категории мышления не пособие человека, а выражение закономерности и природы и человека…» (Ленин). Вместе с тем К. рассматриваются как гибкие, подвижные, т. к. подвижны, изменчивы и сами свойства объективных предметов, явлений. К. не появляются сразу в готовом виде. Они формируются в длительном историческом процессе развития познания. Вместе с тем, поскольку в К. закреплен предшествующий опыт, они необходимы для дальнейшего движения человеческого познания к истине. «Перед человеком сеть явлений природы… Категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею» (Ленин). Материалистическая диалектика является методом научного познания, направляет человеческую мысль па поиски новых результатов потому, что ее К. развиваются вместе с развитием науки, выражают ее итоги и потребности. К. диалектики (качество и количество, причина и следствие, возможность и действительность, свобода и необходимость и др.) неразрывно связаны с законами. К. существуют в определенной системе, отражающей целостность и единство явлений материального мира, их внутреннюю взаимосвязь. Построить систему К. не означает дать какую-то таблицу их. Связь К. раскрывает предмет марксистско-ленинской философии, поэтому переход от одной категории к другой должен быть обоснован.

Исходными принципами в построении такой системы служат:

1) единство диалектики, логики и теории познания, т. к. все К. диалектики имеют объективное содержание и выполняют определенную функцию в процессе познания;

2) восхождение мышления от абстрактного к конкретному (Абстрактное и конкретное), поскольку К. в своем движении от одной к другой обогащаются определениями, становятся все более содержательными;

3) совпадение исторического и логического: К. располагаются в такой последовательности, которая в сокращенном виде отражает историю их формирования и развития (от К, фиксирующих простые свойства, доступные чувственному созерцанию, к понятиям, отражающим более глубокие закономерности). Система К. должна совершенствоваться и обогащаться, с тем чтобы полнее отразить сущность современного научно-теоретического познания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *