ИСКУССТВО

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

творческая деятельность, в процессе к-рой создаются художественные образы — конкретно-чувственные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Существуют различные виды И., отличающиеся особой структурой художественного образа.

ИСКУССТВО — творческая деятельность, в процессе к-рой создаются художественные образы — конкретно-чувственные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Существуют различные виды И., отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, киноискусство). Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, декоративно-прикладное и промышленное искусство, архитектура). Будучи одной из форм общественного сознания, И. имеет свои особенности. Как и наука, оно способно отражать действительность. Творчество Л. Толстого, по словам Ленина, было «зеркалом русской революции». И вместе с тем произведения Толстого — «шаг вперед в художественном развитии всего человечества», потому что в них, как и в других произведениях И., пе просто отражаются те или иные общественные или естественные явления, но выявляется их эстетическое значение, их роль в жизни человека, выражается отношение к ним художника, утверждается эстетический идеал. В процессе научного исследования ученый, несомненно, испытывает различные чувства, эмоции, однако они не включаются в результаты его исследований. Художественное произведение же заключает в себе не только мысли, но и мироощущение человека. Содержание И. идейно-эмоционально, мысли прочувствованны, и чувства осмысленны. Поэтому оно обладает большой силой воздействия на людей. Те или иные явления жизни (поступки людей, их отношения) оцениваются в произведениях И. с эстетической точки зрения. Они выступают не только как добрые или злые, справедливые или несправедливые, реакционные или прогрессивные, но и как прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические. Поэтому И. формирует отношение человека к этим явлениям, воспитывает его в духе тех или иных идеалов. Такое воспитание имеет моральное и политическое значение. Эстетические оценки людей и событий, отражаемых в художественном произведении, и эстетический идеал, утверждаемый художником, зависят от его классовой позиции. Значит, в классовом обществе И. не может не быть партийным, т. е. оно не может в своем эстетическом отношении к действительности не выражать существенные интересы тех или иных общественных сил, классов, причем иногда это осознается самим художником, иногда же нет. Как показывает история И., воздействие различных классов на художественное творчество не было одинаково равноценно и плодотворно. Наиболее правдиво, гуманистично и народно П., которое воплощает идеалы социальных слоев, классов, заинтересованных в прогрессивном развитии общества. Подлинно народное И.—- это И., уходящее «своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс», подымающее их и объединяющее «чувство, мысль и волю этих масс» (Ленин). Народность И. связана с его реализмом. Коммунистическая партийность И, является одновременно и его высшей народностью, потому что борьба за свержение строя эксплуатации и неравенства, строительство коммунизма отвечают самым глубоким чаяниям трудящихся. Социалистический реализм в И. — художественно правдивое отражение действительности с точки зрения коммунистического идеала. Иногда спрашивают: не приведет ли развитие науки и техники к значительному уменьшению роли И. в жизни человека и общества и вообще к ликвидации художественного творчества? Однако антагонизм между И., с одной стороны, и научно-техническим прогрессом — с другой, проявляется только в условиях капиталистического общества, где в результате порабощающего человека разделения труда человеческая личность утрачивает свою целостность, духовно обедняется. И. может успешно развиваться, только восставая в той или иной мере против буржуазных отношений, которые сковывают его, в чем ни наука, ни техника сами по себе не повинны. Напротив, развитие науки предполагает развитие И., ибо И. воспитывает такие человеческие способности и качества, как воображение, эмоциональная чуткость, социальная ответственность, необходимые для самого научного и технического творчества. Расцвет И. в коммунистическом обществе не просто благое пожелание, но необходимость, связанная с самой сущностью коммунизма. Ведь цель коммунизма — всестороннее и гармоническое развитие личности, а формирование такой личности без И. невозможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *