ИНТУИТИВИЗМ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

направление буржуазной идеалистической философии, сторонники к-рого считают, что не мышление (разум), а интуиция (непосредственное созерцание, или, как говорят интуитивисты, «прозревающая симпатия», «гносеологическая координация между субъектом и объектом») дает человеку возможность постигнуть истинную природу вещей.

ИНТУИТИВИЗМ — направление буржуазной идеалистической философии, сторонники к-рого считают, что не мышление (разум), а интуиция (непосредственное созерцание, или, как говорят интуитивисты, «прозревающая симпатия», «гносеологическая координация между субъектом и объектом») дает человеку возможность постигнуть истинную природу вещей. Особенность И. заключается не в том, что он признает значение интуиции в познании (Декарт, Спиноза, Локк и другие мыслители, не являющиеся сторонниками И., также отводят ей важную роль), а в том, что он противопоставляет интуицию интеллекту, разуму и дает ей иррационалистическое истолкование (Иррационализм). Основные представители И.— Бергсон, Гуссерль, Лосский. Критика интеллекта, подчеркивание первенствующего значения воли, подсознательного у интуитивистов связаны с отрицанием объективности, материальности мира. По их мнению, материальные объекты — это наиболее примитивные формы бытия: и для Бергсона, и для Лосского материя сама по себе инертна, неподвижна, безжизненна. Сущность действительности, по Бергсону, составляет нематериальная длительность, текучесть, непрерывный «поток внутренней жизни»; для Лосского мир тоже нечто «живое» — совокупность духовных «субстанциальных деятелей». Интеллект, с их точки зрения, не может схватить, понять постоянно изменяющуюся действительность, т. к. он имеет дело с косными материальными объектами. Только интуиция («жизненный порыв») позволяет «слиться» с действительностью и освоить ее так, что уже трудно отличить созерцание от того, что созерцается (как видим, интуитивисты фактически склоняются к ликвидации проблемы взаимоотношения субъекта и объекта в познании). Насколько мистичны и малопонятны человеку длительность Бергсона или «субстанциальные деятели» Лосского, настолько же мистична и туманна интуиция, постигающая эти объекты. Она сродни какому-то наитию, божественному озарению и т. п. Учения интуитивистов о формах познания и о мнимой инертности материи находятся в противоречии с наукой. Черты И. присущи многим буржуазным философским теориям, особенно экзистенциализму и критическому реализму. И. нашел выражение также в эстетике (напр., Кроче рассматривает искусство как проявление внеинтеллектуальной «лирической» интуиции) и этике (согласно представителям неореализма Муру и др., нравственные понятия постигаются лишь интуитивно) .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *