философская мысль Индии, имеющая почти трехтысяче-летнюю историю.ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — философская мысль Индии, имеющая почти трехтысяче-летнюю историю. В развитии И. ф. можно выделить три основных периода: древний (нач. I тысячелетия до н. э.— первые века н. э.), средневековый (раннее средневековье— по 10—12 вв. и позднее средневековье — по 17—18 вв.), новый (в том числе и современный). В первый период философская мысль постепенно вычленяется из мифологических представлений, зафиксированных в древнейших памятниках человечества — Ведах (ведической религии). Наиболее концентрированное выражение этот процесс нашел в комментариях к ведическим гимнам — Упанишадах (6—3 вв. до п. э.). Их пронизывает стремление к монистическому объяснению действительности, к отысканию высшей реальности бытия — того, что является его конечной причиной, что связывает воедино все его изменчивое, непб\’бтоянное эмпирическое многообразие и образует его всеобщую основу. В большинстве случаев такой основой признается духовное Начало — брахман или атман (реже — пуруша), которые отождествляются обычно с душой человека. Но наряду с этим в Упанишадах упоминаются взгляды, считавшие первоисточником бытия различные материальные начала: пищу, жизнь (дыхание), природные стихии (воздух, огонь, воду, землю, реже эфир), пространство, время и т. д. В ряде трактовок сам брахман (атман) растворяется в мире, отождествляется с ним, что позволяет квалифицировать такую позицию как пантеизм. В Упанишадах рассматриваются и другие философские проблемы: структура мира и управляющие им законы (рита, дхарма), источники и виды знания (чувства, разум, священное откровение, мистическая интуиция), происхождение социальных различий, социальные обязанности человека и т. д.; формируется ряд концепций, которые становятся позже достоянием почти всех философских учений и религий Индии: о переселении души в соответствии с совершаемыми в предыдущих ее воплощениях деяниями (карма и самсара), о стадиях и характере жизни (варнашрама), о постижении брахмана (атмана) и слиянии с ним как единственном способе спасения, достижения высшей цели жизни (мокша, мукти), о путях и средствах очищения сознания от всякого конкретно-эмпирического содержания (йога) и др. Упанишады во многом определяют лицо всей древней и средневековой И. ф. В современной литературе классическим периодом И. ф. считают раннее средневековье. В этот период она развивается в рамках различных философских школ или систем: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта, чарвака (или локаята), философские учения джайнизма и буддизма. Каждая школа выделяет тот или иной аспект философской проблематики. Так, основу школы чарвака (локаята) составляет учение о материальных элементах как исходных принципах бытия, сенсуализм в теории познания и гедонизм в этике. Джайнизм акцентирует внимание на доказательстве одушевленности органического мира, принципах ненасилия и релятивизма. Все школы буддизма подчеркивают изменчивый, непостоянный характер бытия, отрицают его субстанциальность; некоторые представители буддийской философии объявляли действительность иллюзией, миражем, пустотой, большое внимание уделяли разработке проблем логики и гносеологии. В системе вайшешика центральным звеном является атомистическое учение. Ньяя, исходя в основном из этого учения, разрабатывает проблемы логики и гносеологии. Санкхья интересуется учением о развитии мира. Йога занимается преимущественно психологическими вопросами о путях отвлечения сознания от объективного мира. Миманса своей целью ставит философскую интерпретацию ритуалов ведической религии. Веданта известна как наиболее разработанная система объективного идеализма, которая развивает учение о брахмане (атмане) как единственной истинной реальности. Почти все философские школы признают религиозные доктрины. Вместе с тем в их учениях с большей или меньшей определенностью прослеживается либо материалистическая (чарвака, санкхья, вайшешика), либо идеалистическая тенденция (веданта, йога). В позднее средневековье в философской мысли Индии наблюдается определенный застой и упадок, усиливается ее зависимость от религии. В то же время в стране развертывается массовое движение бхакти (буквально — преданность, любовь к богу), которое, несмотря на свою религиозную форму, было направлено в первую очередь против ортодоксии и мракобесия религии индуизма и Начинавшего распространяться ислама. В кон. 18— нач. 19 в, в Индии зарождается просветительство, которое развивается опять-таки в религиозной форме. Такую же форму принимают в основном и возникающие в период развертывания национально-освободительного движения против английского колониального гнета во второй пол. 19 — первой пол. 20 в. учения (Тагор, Гайдн, Неру и др.), в которых находят широкое отражение идеи антиимпериализма, демократизма. В это же время оформляется учение Гхоша, пытавшегося путем сочетания идей восточных и западных мыслителей найти «третью» линию в философии в виде «интегральной веданты». С 20-х гг. начинает распространяться марксистско-ленинское мировоззрение, носителем к-рого выступает Коммунистическая партия Индии.