точка зрения на ощущения (Ощущение) как условные знаки (иероглифы, символы) предметов внешнего мира, открывающая дорогу агностицизму и идеализму.
ИЕРОГЛИФОВ (символов) ТЕОРИЯ — точка зрения на ощущения (Ощущение) как условные знаки (иероглифы, символы) предметов внешнего мира, открывающая дорогу агностицизму и идеализму. Возникла во 2-й пол. 19 в., когда в ходе интерпретации экспериментальных данных физиологии органов чувств некоторые ученые (напр., Мюллер и Гельмгольц) сделали выводы, что ощущения не имеют сходства с предметами, ибо определяются не ими, а «специфической энергией», заключенной в самом органе чувств и зависящей от его структуры. Гельмгольц называл их символами, не отражающими предметы внешнего мира, а лишь обозначающими их. Но из отрицания сходства ощущения с предметом вытекает отрицание объективности содержания ощущений, их образной природы. Критика И. т. была даиа Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм». Эта критика направлена против отождествления содержа-нйя ощущений со знаками, что ни в коей мере не означает отрицания роли знаков в познании, особенно в условиях возрастающей символизации современной науки.