совокупность наук о природе.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — совокупность наук о природе. Оно изучает природу во всем многообразии ее явлений. Цель этого изучения состоит в познании законов различных явлений, что открывает человеку путь к покорению природы. Е. возникает и развивается под влиянием потребностей производства. Роль Е. в обществе определяется прежде всего его неразрывной связью с практикой, с производственной деятельностью людей. Оно оказывает все возрастающее воздействие на развитие производительных сил и на нынешнем этапе само превращается в производительную силу. Успешное создание материально-технической базы коммунизма во многом зависит от развития ведущих отраслей Е. и внедрения их достижений в производство. С другой стороны, Е. способствует формированию представлений о мире в целом; от состояния Е. в немалой степени зависит развитие философии. Вначале естественнонаучные представления формировались в рамках философии, включающей в себя в нерасчлененном виде все знания о мире. Постепенно отдельные естественные науки (астрономия, механика, связанная с ними математика) начали выделяться из философии, и в 15 в., когда в связи с развитием капитализма производство достигло такого масштаба, что возникла необходимость в научном решении ряда практических проблем, Е. складывается как самостоятельная отрасль знания. Примерно до 19 в. в Е. господствовали механицизм и метафизический способ мышления. Наибольшее развитие среди других наук получила механика, которая рассматривалась как образец научного познания. Прежде чем приступить к исследованию процессов, совершающихся в вещах, нужно было изучить сами эти вещи, а для этого приходилось расчленять их на части и рассматривать каждую часть обособленно от других. Предметы и явления природы считались неизменными, соединенными лишь внешними, механическими связями. С дальнейшим развитием естественных наук (накоплением опытного материала, применением новых методов исследования) оказалось возможным более глубоко раскрыть взаимосвязи в природе, уловить изменения явлений, их взаимопревращения. Особенно важную роль в этом отношении сыграли три великих открытия 19 в.: открытие закона сохранения и превращения энергии, теория клеточного строения организмов и эволюционная теория Дарвина. Па рубеже 19—20 вв. начался современный период в развитии Е. Он открылся революцией в физике, приведшей к созданию квантовой механики и теории относительности и поставившей на очередь разработку единой теории элементарных частиц. В современном Е. продолжается процесс дифференциации, открываются все новые и новые стороны изучаемых объектов, растет число научных дисциплин. Наряду с этим усиливается и взаимосвязь, взаимопроникновение отраслей знания, объектом изучения все чаще становятся проблемы, возникающие на стыке наук. Достижения Е. последних десятилетий привели к научно-технической революции, сделавшей возможным проникновение человека в космос. Еще более грандиозны перспективы развития естественных наук: это и овладение термоядерными реакциями, таящими в себе неисчерпаемые резервы энергии, и регулирование процессов жизнедеятельности, победа над болезнями и преждевременной старостью и т. д. Естественнонаучные открытия, поскольку они теоретически осмысливаются и приводятся в связь с общей картиной мира, являются объектом борьбы между материалистическим и религиозно-идеалистическим мировоззрением. Идеалистическая философия и религия оказывают отрицательное воздействие на науку, тормозят ее развитие. Они мешают естествоиспытателям делать правильные выводы из своих открытий, навязывают им мысль о непознаваемости мира. Особенно усилились попытки идеализма задушить основную материалистическую тенденцию естественных наук в связи с продолжающейся революцией в Е., углубившей представления о строении материи, о формах ее существования и движения Физический» идеализм, неовитализм и т. д.). Между тем все достижения современного Е. подтверждают диалектико-матери-алистическое понимание природы, доказывают несотворимость и не-уничтожимость материи, неисчерпаемое многообразие ее форм, отсутствие абсолютных граней между природными явлениями. Поэтому только диалектический материализм создает прочную основу для решения тех философских проблем, которые возникают в процессе развития естественных наук, для выбора правильных методов исследования. Марксистская философия помогает ученым осознать роль Е. в современном мире и правильно понять их ответственность перед обществом, с тем чтобы научные достижения использовались на благо человека.