понятие, употребляемое во многих домарксистских и немарксистских учениях о государстве и правах граждан.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО — понятие, употребляемое во многих домарксистских и немарксистских учениях о государстве и правах граждан. Оно обозначает «вечное», «неизменное» право, якобы обусловленное особенностями природы человека, которая понимается абстрактно, независимо от его классовой принадлежности. Чаще всего естественный правовой порядок противопоставлялся действующему в данном государстве праву как воплощение разума, справедливости. В действительности «эта справедливость всегда представляет собой лишь\’ идеологизированное, вознесенное на небеса выражение существующих экономических отношений» (Энгельс). Учения о Е. п. появляются еще в древности (софисты, Платон, Аристотель, Цицерон и др.). Доктрина Е. п. использовалась и средневековыми теологами (Фома Аквин-ский). С ее помощью освящались сословное неравенство, феодальная иерархия и т. п., которые объявлялись «естественными», не противоречащими божественным установлениям (идеям «священного писания»). Прогрессивный характер получает теория Е. п., когда она берется на вооружение идущей к власти буржуазией. Ее идеологи объявляют неотъемлемыми, естественными правами человека право на свободу, равенство всех перед законом, право собственности и т. д. Феодальные порядки (сословные привилегии, произвол монарха и т. д.) рассматривались как противоречащие природе человека. Сторонниками теории Е. п. были Гуго Гроций, Спиноза, Гоббс, Монтескье, Гольбах, Руссо, Радищев и др. С приходом к власти буржуазия уже не нуждалась в естественно-правовом учении, которое стало подвергаться критике со стороны ряда ее представителей (Бентам, Конт и др.). В современную эпоху буржуазия использует учение о «естественных правах» человека для борьбы против социализма, для оправдания вмешательства во внутренние дела других государств. Ее идеологи пытаются навязать дискуссию по «правам человека» (свобода слова, свобода совести и т. д.), якобы отсутствующим при социализме. Современным буржуазным теориям Е. п. свойственны отрицание роли народных масс и передовых классов в процессе развития общества, своеобразное обоснование экономического и политического неравенства и т. д.