диалектически взаимосвязанные характеристики предмета, выражающие различные формы его отношения к другим предметам.
ЕДИНИЧНОЕ, ВСЕОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ — диалектически взаимосвязанные характеристики предмета, выражающие различные формы его отношения к другим предметам. Единичное фиксирует качественную определенность предмета, его индивидуальность, своеобразие, пространственную и временную определенность и т. д. Лишь сравнивая два предмета, явления между собой, можно выявить своеобразие каждого из них, постигнуть единичное. Всеобщее выражает, во-первых, некоторое свойство, повторяющееся во всех явлениях, признак, присущий предметам данного класса (абстрактно-всеобщее) ; во-вторых, закон существования и развития всех единичных явлений (конкретно-всеобщее). Абстрактно-всеобщее не отражает сущности предмета. Лишь конкретно-всеобщее воплощает в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного; оно существует в виде закона, связующего многообразие явлений в некоторое единство, и может быть выявлено в развернутой системе взаимоотношений предметов. Отношение двух предметов, в к-ром обнаруживается единичное, является моментом этой развитой системы отношений. Тем самым единичное предстает как необходимая форма существования всеобщего в действительности. Поэтому единичное и всеобщее диалектически взаимосвязаны и взаимопереходят друг в друга. «…Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему… Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д.» (Ленин). Так, чтобы выявить своеобразие Петрова, надо сопоставить его с Ивановым. Индивидуальность каждого из них может быть познана при сравнении этих двух людей. Для того чтобы найти общее между ними, уже нельзя ограничиться сравнением двух лиц, необходимо включить их в более широкую систему связей. Сопоставляя их, можно усмотреть общее между людьми в том, что им присущ такой признак, как наличие мягкой мочки уха (признак, присущий всем людям, и только людям). Но это будет абстрактно-всеобщий признак, не выражающий сущности человека. Подлинно всеобщее свойство может быть найдено тогда, когда человек будет рассматриваться в системе отношений между людьми. Это и фиксируется в марксистском определении сущности человека как совокупности всех общественных отношений. Здесь система общественных отношений предстает как закон, как конкретно-всеобщее, выражающееся в каждом из людей, воплощающееся в единичном. Единство единичного и конкретно-всеобщего и выражает особенное. В нем слиты воедино индивидуальные черты со всеобщими признаками. Особенное есть не что иное, как всеобщее, реализованное в единичных явлениях, закон в единстве с реальными условиями и формами его осуществления. Так, человек во всей своей индивидуальности обнаруживает всеобщее, выражает достигнутый уровень общественного развития, выступая как особенное. Научное познание, восходя от единичного к абстрактно-всеобщему, а от него к конкретно-вссобщему и лишь затем к особенному, воссоздает предмет во всем его многообразии, во всем богатстве его сторон, связей, отношений.