Первое и основное: нельзя бороться с закрытыми глазами, или в сонном состоянии, или нося в самом себе смуту и разложение. Необходимо духовно проснуться, открыть глаза, напрячь всю свою зоркость и продумать, прочувствовать кровью сердца, прострадать скорбью и отвращением — до конца — сущность современного большевизма-коммунизма. Затем надо залечить в русском зарубежье все те личные и общественные щели, в которые большевики вливают свой яд. И одновременно — найти те огненные слова и доказательства, которые смогут открыть глаза иностранцам на их каверны и на вливающийся в них яд большевизма.
Большевистский яд грозит всему миру, и все народы должны бороться с ним сообща. В этом вопросе они все солидарны друг с другом той высшей солидарностью, перед которой отходят на задний план, как несущественные, все их разногласия и распри. Национальная Россия заинтересована в том, чтобы все народы поняли это как можно скорее и чтобы большевистская зараза не захватила весь мир. Ибо коммунистическое разложение мира не спасет Россию, а только продлит и закрепит ее порабощение.
А. Русское зарубежье.
I. Русское зарубежье должно всегда помнить, что оно чрезвычайно ослаблено самым положением своим: во-первых, оторванностью от своего народа, от его территории, от его личных ресурсов и производительных сил; во-вторых, своею бедностью, необходимостью жить черным или механическим трудом, отсутствием досуга и свободных средств; в-третьих, — своею рассеянностью по разным странам и постепенной денационализацией, которая выражается больше всего в незаметном отождествлении своих интересов с интересами того народа, который приютил эмигранта. Все это — затрудняет, осложняет нашу борьбу; следовательно — все это составляет огромное преимущество коммунистов, которые властно и нещадно располагают всеми ресурсами русского народа, всеми исконными богатствами России.
Помня об этом, мы не смеем позволять себе «роскошь» волевого и организационного разъединения. Повальное единомыслие невозможно. Но возможно и обязательно согласование и объединение сил в борьбе против сынов погибели и их дьявольского дела.
Мы можем временами врозь идти; но мы должны всегда вместе бить. Мало того, если понадобится, то мы должны будем и идти вместе…
Посему наша первая опасность — неделовая, беспредметная раздорливость, личная и партийная. Все, что ведет к ней, что обостряет ее — должно нами обличаться и подавляться. Все личные и партийные очаги раздоров — должны быть изолированы и обезврежены. Мы должны помнить, что в нашей среде незаметно работают агенты большевиков, имеющие прямое поручение обострять и углублять раздоры в эмиграции. Мы вряд ли когда-нибудь сумеем разоблачить их всех до конца. Но именно поэтому мы должны неустанно гасить все распри, вспыхивающие из-за личного или партийного честолюбия. И еще одно: мы должны помнить, что среди иностранцев есть течения, организации и партии, которые со своей стороны делают ставку на религиозное, политическое или национальное расщепление России и которые уже готовят соответственное расщепление и в эмиграции (пропагандой, посулом, отпуском средств, клеветой и т. д.). Ответ на все это может и должен быть один:
русский есть прежде всего сын единой России, а потом уже все остальное.
Пока мы в эмиграции, мы не должны предаваться делениям, исключающим необходимое согласование сил в борьбе:
- ни партийно-политическим (монархисты, республиканцы, социалисты);
- ни религиозно-церковным (православные, католики, лютеране, иудеи, магометане; или еще антониевцы, евлогиане, дионисианцы, платой овцы);
- ни возрастным (отцы и дети);
- ни национальным (великороссы, украинцы, грузины, армяне, евреи);
- ни организационным (как бы эти организации не назывались и где бы они не возникали).
Мы не должны растрачивать свои силы на разлагательство инакомыслящих: это значило бы облегчать задачу большевикам; ибо всякое разлагательство идет им на пользу.
Мы не должны из-за организационных распрей вести в иностранных судах бесконечные процессы, растрачивая на это национальные средства, силы и время. Это в интересах коммунистов.
Мы должны решительно отказаться от мелкого, безнадежного бонапартизма: из него кроме интриг, суеты, разложения не выйдет ничего.
II. Мы должны побороть в себе всякое непротивленчество, какими бы покровами оно ни прикрывалось: особым ли пониманием христианства, или сентиментальностью, или пессимизмом, или вынужденною переменою подданства, или надеждою на эволюцию большевиков, или подсказкою иностранцев, или просто личным утомлением.
Все это есть или заблуждение, или лукавое криводушие, или лень и трусость.
Мы должны понять и запомнить, что большевики прямо заинтересованы в нашем непротивленчестве, и что поэтому тот, кто его проповедует, делает (хотя бы несознательно) их дело, дело, вредное России.
III. Мы должны побороть в себе слепую доверчивость к людям, которые с нами знакомятся, разговаривают и начинают подсказывать те или иные практические шаги.
Мы живем в суровое, опасное, ответственное время. Наши ряды пронизаны щупальцами врага. Мы должны меньше говорить, больше слушать и думать. Мы обязаны всесторонне взвешивать наши шаги, отнюдь не впадая в безволие или пассивность. Всякая излишняя доверчивость и болтливость идет на пользу врагу. Только помня это, мы справимся с опасностью провокации.
IV. Четвертая опасность, которая угрожает русскому зарубежью, есть опасность незаметного приятия вражеской идеологии. Это приятие имеет самые различные формы и может касаться и целей, и средств; оно совершается иногда в прикровенном виде и тогда является особенно соблазнительным и опасным.
Таково «признание советской власти», обычно начинающееся с газетных статей о «достижениях революции» или о «несомненной эволюции коммунистов» и кончающееся поступлением на службу в заграничные советские учреждения или вступлением в «союз возвращенцев».
Таково «отвержение коммунизма с приятием советского строя», хотя бы по формуле «царь и советы». В пользу советского строя могут говорить только люди, не представляющие себе ту систему лжи, продажности, насилия и террора, с которой исторически отождествился строй советов и в действительности, и в сознании всего населения России. Поэтому формула «царь и советы» означает: «честь и бесчестие»; или «правда и ложь»; или еще — «милость и свирепость», «служение и продажность», «молитва и кощунство» и т. д.
Таково, далее, всякое увлечение большевизмом, как «планетарной идеей»; или «новым видом национального империализма»; или (еще глупее) — «исканием новой социальной правды»; или (еще хуже) — «новым видом боготворчества». Есть софисты, которые возводят большевизм к Петру Великому, или выводят его из идей Сперанского, или характеризуют его как «злое благо» и проявление «религиозной стыдливости». Мы должны понять, чье дело делают эти «идеологи», выдвигая свои ядовитые выдумки.
Такова, наконец, идея «национал-большевизма» — безразлично, идет ли речь о цели или о средствах борьбы. Большевизм, как уже показано, есть духовное разложение, разбой в политике, хозяйственное порабощение лица, растление семьи, карьеризм и продажность в быту. Может ли русский националист отстаивать духовное разложение своей родины? Можно ли проповедовать разбой в политике, или хозяйственное рабство, или классовое ожесточение, или растление семьи — во имя русского национального идеала? Это может искренно делать только тот, кто совершенно не осмыслил большевистского яда.
Сюда же относится идея о том, что в борьбе с большевиками «хороши все средства». Тот, кто признает это, тот разрешает себе все; вступает на путь вседозволенности; и эта вседозволенность быстро размягчит, разложит его духовный хребет и выведет его из строя; яд большевизма уже проглочен им, и губительное действие этого яда неизбежно обнаружится в его духовном организме. Напрасно он будет думать и говорить» что он разрешил все средства не себе лично, а себе как борцу с врагом. Эта оговорка не поможет ему: в «борце» пребывает он сам и его личность не справится с этим выдуманным, раздвоением. Как скоро он приступит к осуществлению этой тактической вседозволенности» он скоро с ужасом увидит себя идущим по путям обычного бандитизма, и враги не замедлят разоблачить и казнить его как простого бандита.
Таковы четыре основные опасности русского зарубежья в борьбе с ядом большевизма: разьединение, непротивленчество, слепая доверчивость и отравление ядом вражьей идеологии.
Б. Иностранцы.
Каждый народ развивается по-своему, имеет свои особые исторические пути, трудности и задания; он по-своему болеет, по-своему переживает смуту и разложение. Поэтому русский эмигрант, где бы он ни жил, имеет задачу присмотреться к тому народу, среди которого он поселился, познать исторические источники его духовного здоровья, корни его государственной силы и установить те каверны, в которых уже гнездится или в которые еще вливается яд большевизма. Это даст русскому эмигранту не только возможность противодействовать распространению большевизма и коммунизма в мире, но откроет ему еще доступ к глубочайшим корням человеческого духа и государственной культуры. На этом пути он сможет многому научиться и впоследствии научить своих братьев в России. В слепом подражании нет спасения; но идейное, творческое, национально-видоизмененное заимствование — может принести немалую пользу.
Большевизация отдельных народов протекает различно. И тем не менее кое-что основное и одинаково важное для многих народов установить возможно.
Из всего сказанного раньше ясно, что большевикам выгодно всякое религиозное, нравственное и духовное разложение народов; все подрывающее наличные авторитеты — религиозные, нравственные, художественные, научные, государственные и партийные — все, что компрометирует вождей в глазах массы, всякие скандалы, разоблачения, процессы, клевета и сплетни. Большевикам выгодно всякое жизненное расстройство у других народов, всякие затруднения: политические и особенно хозяйственные — перенаселение, кризисы, безработица, стачки, неурожаи, голод, эпидемии, инфляция, таможенные войны, отпадение колоний и т. д. Большевикам выгодно все, что уменьшает сопротивляемость и гибкость частно-хозяйственного строя, в особенности же полное разоружение народов; все, что ослабляет внутренние скрепы государства, в особенности гражданские и международные войны. Большевикам выгодно все, что выталкивает другие народы из равновесия, из правопорядка и законности — всякие уличные столкновения, всякое нарушение дисциплины, хулиганство, увеличение преступности и развитие бандитизма; все, что расшатывает правосознание и вызывает в народе склонность к бунтам и восстаниям; всякое брожение в армии; развитие партийности (особенно левой) в полицейских кадрах; всякое разложение общественной морали и публичной корректности, чувства чести и долга; всякая продажность, где бы она ни обнаружилась. Большевикам выгодно все, что разлагает семейную жизнь и характер; все, что разлагает форму в искусстве, заражая этим разложением человеческие души; все, что мутит общественное мнение, смешивает добро и зло, повышает общественный и личный цинизм, словом, колеблет последние основы и необходимые устои бытия.
В частности, необходимо отметить следующее:
1. Религиозное состояние народа.
Всюду, где исторически сложившиеся церковно-вероисповедные организации утратили свое воспитывающее влияние, где авторитет священства поколеблен или подорван; где церковь стала нежизненная, а жизнь — не религиозна; где церковь противопоставляет свой авторитет родине или государственной власти, или где она проповедует (словом и делом), что «цель оправдывает средства»; где религиозность отрывается от добродетели и героизма, где она не вросла корнями в национальное чувство, где она враждует с научной культурой, где она не умеет освящать быт, не находит себе социального примене
ния и служения — там всюду дана почва для антирелигиозной пропаганды большевиков. Священник будет очернен как враг истины, справедливости, прогресса и народа.
2. Национальный состав народа.
Всюду, где имеются национальные меньшинства, тщетно добивающиеся культурной автономии, свободы вероисповедания, языка и школы, — почва для интернационалистической пропаганды большевиков дана. Коммунисты умеют искусно сплетать свою интернациональную агитацию с социальной и политической; выдвигать национальный состав землевладельческого и торгово-промышленного класса, противопоставляя их крестьянину и рабочему; сулить меньшинствам полное освобождение; разжигать в них склонность к полному государственному обособлению и т. д. В настоящее время почти все национальные меньшинства Европы ошибочно убеждены в том, что в советской России существует «национальная свобода» и что коммунисты создали в этом отношении «образцовый строй».
3. Классовый состав народа.
Чем острее в стране классовые противоречия, тем легче большевикам вести свою пропаганду. Им выгодна всякая пролетаризация, всякое обнищание населения; особенно разорение среднего сословия (напр<имер>, через инфляцию); разорение крестьянства: развитие и обострение в стране капиталистических противоречий — неравенства, зависимости, эксплуатации, накопление злобы, зависти и ненависти. Большевикам важно, чтобы как можно большее число людей было оторвано от частной собственности и от производства, основанного на ней; чтобы люди разучились творчески владеть и пользоваться частной собственностью; чтобы инстинкт собственника поколебался, развратился и потянулся к грабежу, к переделу имущества, к социальной и, далее, к социалистической революции. Напротив, всякое укрепление среднего сословия; все меры, прививающие народу инстинкт частной собственности и дисциплинирующие его; снабжение пролетариата своими домами и огородами; паевое участие рабочих в прибылях; повышение их культурного и имущественного уровня и т. д. — невыгодно коммунистам, ибо все это смягчает и оздоровляет классовое расслоение (дифференциацию) народа.
4. Государственное состояние народа.
Чем бесправнее народ и чем слабее государственная власть в стране, тем легче дается большевикам победа. Бесправный народ обычно озлоблен, политически несознателен, неорганизован и способен только к разрушительному бунту, а не к государственному строительству. Большевикам нужен не организованный народ, а дезорганизованная чернь, которая верит демагогам и бежит за ними. Если же чернью управляет слабая власть — лишенная государственной воли и идеи, опирающаяся на расшатанный аппарат продажных чиновников и на подорванную коммунистическими ячейками армию — то большевики имеют в чужой стране наивыгоднейшую комбинацию. Вот почему им наиболее благоприятствует все, что расшатывает наличную государственную власть и подрывает доверие к ней, как-то: парламентская продажность; партийная грызня; частая смена министерств; бесправное положение главы государства; безыдейность вождей; затруднительность диктаториального объединения страны для борьбы с коммунизмом; режим произвола и террора; неудачные перевороты справа; драки в парламентах и муниципалитетах и т. д.
5. Семья.
Здоровая семья есть оплот национальной жизни: она хранит священные традиции народа; она приучает человека к любви и жертве; она укрепляет начало наследственной собственности. Поэтому коммунисты стремятся разложить ее. И всюду, где семейный уклад жизни поколеблен; где угасает начало мужской верности и женской чести; где родители не умеют блюсти свой духовный авторитет; где углубляется рознь между отцами и детьми; где молодое поколение утрачивает чувство священного и заболевает голодным тщеславием — большевизму открыт доступ к самому сердцу народной жизни. Ныне каждый народ должен поднять движение за оздоровление своей семейной жизни; распадение ее выгодно только большевикам.
6. Воспитание и школа.
Всякое формальное воспитание, непробуждающее в ребенке религиозное и нравственное чувство, не зажигающее в нем любовь к родине и веру в свой народ, — открывает его душу для большевизма. Все то, что озлобляет и ожесточает душу ребенка, — будит в ней большевистские настроения. Большевизму благоприятствует все, что подрывает авторитет учителя, что превращает школьную дисциплину в каторгу, что приучает детей к трафаретному мышлению, что прививает им хулиганские настроения и ослабляет в них чувство чести. Особенно ядовито преждевременное и беспринципное трактование в школе полового вопроса, разрешение детям «товарищеского брака» или «пробной женитьбы», а также вовлечение их в партийную политику, в уличные свалки, в политический шпионаж и т. п.
7. Общественное мнение и интеллигенция.
Завоевание общественного мнения и сочувствие местной интеллигенции есть одна из главных задач большевизма. Это достигается общественным внушением. Настойчивое волевое повторение того, что советский строй есть государство нового типа, именно социально-справедливое государство, и что он несет миру новое освобождающее и осчастливливающее слово, — повторение этого в наивных или продажных газетах, в брошюрах и книгах, на собраниях и выставках, в салонах, в театральных пьесах, в фильмах, в парламентах и в муниципалитетах создает настоящую каверну для большевистского яда. Люди не замечают, как они начинают верить величайшей исторической лжи, они раскрывают свои умы и сердца для сынов погибели и ждут от них обновления и спасения. Пропаганда среди ученых (БОКС3) и заманивание торгово-промышленных кругов заказами и поставками — довершает дело, и общественное мнение страны оказывается «обработанным».
8. Возможность новой войны.
Самой серьезной и глубокой опасностью для некоммунистического мира является новая война. Мир, закончивший великую войну 1914—1918 гг., не создал условий, обеспечивающих устойчивость международного равновесия, — ни в политическом, ни в экономическом отношении. Народные же массы не способны выдержать бремя новой войны, не впадая в политическую деморализацию со всеми ее революционными последствиями. Несомненно, что новая европейская война вызовет такие потрясения — духовного, политического и хозяйственного характера, которые превзойдут многое, виданное доселе в истории; большевистский яд разольется в душах стихийно и захлестнет ряд европейских государств. Мировые последствия этого несчастия будут иметь катастрофический характер.
Таковы основные опасности и каверны в жизни других народов, над углублением и использованием которых неустанно работают коммунисты. Яд большевизма вливается в души и отравляет их, вызывая духовное слабоволие и подготовляя полный духовный маразм. Это необходимо увидеть, понять и продумать до конца. Борьба же с этим ядом является настоящей исторической и мировой миссией русского национального зарубежья, которую оно должно понести и выполнить с честью.
Интересно, а что плохого в товарищеском браке или пробной женитьбе? Что в этом «большевистского»? Или это просто так: отсебятина, выдаваемая под идеологическим «соусом»?