На Криворожском Южном горно-обогатительном комбинате нередко можно услышать о человеке: вышел из школы Шведова. Так скажет о себе и заместитель секретаря парткома комбината, и профсоюзный активист, и начальник крупнейшего цеха. Стало быть, имеется в виду высокий уровень хозяйствования, идейного воспитания, служебного роста? Но к шведовским ученикам причисляют себя и рабочие В. Ю. Нечипуренко и М. А. Курило — машинисты электровозов, оба награждены орденами Трудовой Славы III степени.
Стало быть, выковывается здесь высокое производственное мастерство рабочих? Это тоже верно. Речь идет о школе марксизма-ленинизма, в которой учатся все 26 коммунистов производственного подразделения. В занятиях тесно переплетены вопросы организационно-хозяйственные и идейно-воспитательные, а ведет их руководитель крупного производственного подразделения Михаил Васильевич Шведов, кавалер ордена Октябрьской Революции.
Крепкий, спокойный, моложавый человек, Михаил Васильевич без особых прикрас, точно, просто говорит о единстве ролей хозяйственного руководителя и пропагандиста.
— Ты знаешь своих слушателей как работников, и они знают тебя в деле. Как руководитель предстаешь ты, случается, в свете житейско-бытовом — в разговоре в курилке. Но если ты одновременно и пропагандист, не только производственные и житейские мерки применяет к тебе коллектив. В свете идей, которые ты отстаиваешь, выступают и все твои поступки. Каждому ясно, стремишься ли ты на деле соответствовать тем принципам, которые пропагандируешь, даешь ли своей работой золотое обеспечение идее. Тут тебе не придется партийной совестью поступиться, в интересах ли вала, для лада ли с начальством, либо в видах личного пристрастия или неприязни. Твои же требования к тебе и предъявляются («сам ведь учил»). Порой и трудновато…
— В общем, «обработка людей людьми», — вставляю цитату. — Это Маркс говорил…
Собеседник обрадован уточнению: очень актуальные слова, именно обработка, взаимная причем, ведь и ты вправе потребовать сполна с коммуниста. Упраздняется взаимное покрывательство «мелких грешков» — опозданий, подчисток вчерашних недоделок и т. д.
Конечно, всем заметно, когда подготовленный активный участник занятий выдвигается на выборную должность, на партийную или профсоюзную работу. Только ведь не менее важен случай, когда вроде бы незаметно для постороннего глаза в человеке происходит внутренний сдвиг, который ведет к формированию активной жизненной позиции; на такую именно работу нацеливает пропагандиста каждый семинар, проводимый обкомом партии.
— Возьму случай самый, казалось бы, обыкновенный, — продолжает М. В. Шведов. — Есть парень в моей группе слушателей, в общем, добрый малый, в школе занимается, неплохо работает, правда, не в полную силу, а то и вовсе с прохладцей. И вдруг он становится необыкновенно активным: вопросы задает, садится поближе к преподавателю, реферат приносит без единой помарки, экскурсию на соседний завод предлагает провести. Совпал этот «всплеск» с новостью: скоро новые локомотивы приходят. На новой-то технике работать и легче, и престижнее, и заработок больше. Я — руководитель, назначение от меня зависит. Вот и старается на семинарских занятиях выделиться мой подопечный. Ну и что же, дело неплохое — сначала человек проявит активность ради новой машины, потом, может, войдет во вкус по-настоящему. Этого-то и надо добиваться. Но как быть, вручать ли ему технику? И тут ребята подтрунивать стали надо мной, принялись «давить»: не торопись, мол, насчет техники. Пока у парня только голый интерес. Пусть сначала во вкус общественной жизни и учебы войдет, а то ведь «стеснялся» раньше тратить силы свои зря.
Обсудили мы все это вместе, поспорили. Принял я все же решение — дать парню локомотив. И не раскаялся. С новой машиной он будто крылья получил: пропадал в депо вечерами, работать в семинаре стал ровно, регулярно, а затем заметал я в нем настоящий искренний интерес. И вовсе не на почве выгоды, как думали некоторые, а под -воздействием, всего коллектива. Тут и доверие руководителя, и общественное мнение, и споры вокруг его ситуации — о них он знал, — заставившие парня поглядеть на себя глазами коллектива. Вот это-то и дорого. Тут-то и происходит внутренний сдвиг к формированию активной жизненной позиции. А воплощение такой сдвиг находит в результатах реальных, весомых.
В два раза стало больше ударников коммунистического труда среди ребят, с которыми работает Михаил Васильевич. Такие же результаты у других пропагандистов Южного горно-обогатительного комбината. Весомые показатели? А вот другие. Прогулов среди учащихся в школе Шведова стало меньше. Рационализаторов и изобретателей среди тех, кто занимается в сети политического просвещения, больше, чем среди «неохваченных», и едва ли не в десять раз больше награжденных знаками «Ударник пятилетки», «Победитель социалистического соревнования».
Такая постановка дела на организационном уровне подкрепляется постоянно. Утренние планерки директор И. И. Савицкий начинает с анализа состояния морального климата в коллективе. Все остальные показатели и даже сигналы хозяйственников — все это после. И. Шведов понимает, раз в первую очередь речь идет о моральных показателях, значит, за них должен отвечать он и как руководитель и как пропагандист.
Мы хорошо знаем, что на Днепропетровщине, — продолжает Михаил Васильевич, — такая традиция имеет глубокие корни. Помните, в «Возрождении» у Л. И. Брежнева сказано о том, как на этапе восстановления все вопросы решались и в организационном плане, и партийно-политическом, и человеческом одновременно. И это стало традицией нашего, днепропетровского…
…Среди 37 тысяч пропагандистов области — 5 тысяч руководящих работников, 27 тысяч — специалисты народного хозяйства. Эти данные взяты из небольшой книжки «Партийный комитет и идеологические кадры». Она написана И. В. Васильевым, секретарем Днепропетровского обкома партии. В книге раскрыты некоторые особенности партийно-политической работы на современном этапе, когда каждый коммунист должен быть активным проводником политики партии, ее убежденным идейным бойцом. Успех этой огромной по своим масштабам задачи обеспечивает квалификация, идейная убежденность идеологических кадров.