Философская теория ценностей

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Теория ценностей.

Теория ценностей — это система философских проблем, характерных для так называемых гуманитарных наук — антропологии, социологии, культурологии, этики, эстетики, психологии и т.д. Сюда входят также проблемы некоторых сфер и направлений медицины, экономики, политики и т.д. Все эти дисциплины изучают и оценивают отдельные стороны внутреннего мира человека. «В известном смысле можно признать, — пишет философ О.Г. Больнов, — что здесь прорублена лишь одна просека в лесу сущностных черт и свойств человеческого существа. И хотя даются определенные образы человека, все они односторонние, а потому являются искаженными картинами, и ни разу дело не доходит до всеохватывающего определения человека» [1]. Именно поэтому возникла потребность в междисциплинарном исследовании и обобщении, а также в определении ценности такого сложнейшего явления природы и общества, как человек. Указанная задача теоретического изучения и философского осмысления человека как культурного феномена (высшей ценности) решается аксиологией (греч. axio — ценность, logos — учение).

Философия стала и мировоззренческой основой, и методологическим связующим звеном всех наук, обращающихся к оценочному познанию человека, его жизни и деятельности. Несомненно, уже и античные философы (Сократ, Платон, Аристотель и другие оригинальные мыслители древности), разрабатывая проблемы культуры, этики, эстетики, политики, экономики и т.д., имели дело с глобальными ценностными характеристиками человека и среды его обитания. Но они не рассматривали все эти характеристики как нечто общее, то есть как предмет специального философского осознания. Между тем сама по себе ценность превратилась в новое социально-философское понятие, обобщающее все общественно значимые эталоны, общечеловеческие или социальногрупповые идеалы. Ценности со временем действительно стали служить показателями культурного развития человека, а также высших достижений в жизни людей, указывающих на общественное достояние всех социальных структурных элементов. Именно ценности стали критериями определения и характеристики качественной стороны в человеческой жизни и деятельности. Они превратились в некие эталоны, или образцы для подражания: в науке, например, это истина; в морали — добро; в искусстве — красота; в политике -закон; в быту — любовь, справедливость, честь, долг, счастье.

Само наличие ценностей в жизни и деятельности людей, а также существование соответствующих им различных коммуникативных ситуаций позволяет ясно представить содержание творческих, созидательных, конструктивных действий отдельных личностей. Ценности зарождались и самоопределялись в культуре в силу жизненной потребности индивида во в небиологической ориентации. А вариабельность человеческой жизнедеятельности потребовала не автоматического, а осмысленного и свободного выбора способов достижения тех целей, которые человек ставит перед собой.

История культурного развития человечества свидетельствует о том, что регулятивное значение ценностей тем больше, чем выше уровень духовности и у личности, и у ее сообщества, иначе говоря — чем дальше уходят люди от подчинения жестким природным законам биологической жизни. В истории человечества это движение маркируется переходами от полужи-вотного состояния к цивилизованному, от язычества к монотеизму, от до личностного бытия к личностному, основанному на осознании человеком ответственности за свое поведение, развивающемся из понимания собственной самоценности. Речь идет о поведении, свободном от каких-либо внешних обстоятельств и мотивируемом лишь «внутренним законом во мне» (Кант), а значит, преодолевающем требования и табу предков, социума, отвергаемого закона и не подчиняющемся зовам плоти. Постепенно человеческая жизнедеятельность получала совершенно иной характер. Возникло ценностное понимание жизни человека, появилась глубинная потребность людей в философском осмыслении собственного «Я». Это и стало исходным моментом в становлении аксиологии — учения о ценностях. В качестве самостоятельной философской дисциплины аксиология появилась только в конце XIX столетия, как смежная отрасль гносеологии. А в XX веке она уже вышла на авансцену, несколько потеснив еще недавно доминировавший гносеологизм.

Если в теории познания главной целью является философское осмысление способов и средств постижения истины, то в аксиологии — осмысление ценностей. Понятие «истина» в философии и науке обозначает исчерпывающее знание субъектом объекта. А поскольку задачей научного познания является нахождение адекватного отражения в сознании человека связей и отношений между объектами, истина в нем есть не что иное, как «отношение между…». Задачей же аксиологии является установление иных связей и отношений: не «между…», как в познании, а «к…». Следовательно, ценность — это выявление реального отношения объекта к субъекту, а ценностная оценка -отношения субъекта к объекту. Таким образом, понятия «ценность» и «истина» отражают субъектно-объектные связи в природе и обществе, но по-разному. Если истина не имеет никакого отношения к субъективности, то ценность — это «субъективированность объекта».

В истории философской мысли рассмотрение ценностных проблем жизни изначально было в центре внимания передовых представителей самых разных учений. Уже в античности о многих жизненных ценностях (любви, благе, доблести, добре, красоте, справедливости и т.д.) философски размышляли Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур и другие. Согласно учению Пиррона, родоначальника философии скептицизма (греч. skeptikos

— исследующий, критикующий), высшей ценностью является счастье. Всякий желающий достигнуть личного счастья должен прежде всего ответить на два вопроса: как надо относиться к вещам и предметам, окружающим нас повсюду, и какую выгоду из этого мы можем извлечь? Необходимо стремиться к воздержанию от оценки вещей и предметов, ибо о них мы ничего достоверного знать не можем. Такое критичное (скептическое) отношение к собственным знаниям дает человеку ощущение некоего душевного успокоения, способствует укреплению в нем душевного равновесия и внутренней невозмутимости (атараксии), что и позволяет достигнуть счастья как высшей ценности.

О ценностях в человеческой жизни еще больше говорилось в последующие исторические эпохи. Однако надо признать, что ни Платон и Аристотель, ни Пиррон и Эпикур, ни Св. Августин и Св. Фома Аквинский, ни Бэкон и Декарт, ни Кант и Гегель, ни другие великие мыслители далекого прошлого, глубинно прорабатывая проблемы этики и эстетики, а следовательно, имея дело с ценностями, все же не стремились к тому, чтобы добро, красоту, истину, справедливость, свободу, счастье и т.д. представлять как нечто целое, общее, что и должно было бы стать предметом самостоятельной исследовательской науки, познающей ценности. Действительно, с античности и до наших дней между представителями различных философских систем и направлений аксиологической мысли велись и ведутся острые дискуссии о том, являются ли ценности атрибутом объективно существующих вещей, предметов и явлений или же они есть не что иное, как результат личностной (общественной) оценки природных или созданных людьми вещей и предметов с позиций значения их для субъекта, удовлетворения его интересов и потребностей.

В первом случае ценность понимается как нечто объективно присутствующее в природе и в жизни людей. Во втором же случае она является неким субъективно оценочным «средством» определения отношения людей к природным и общественным явлениям с позиций их значимости. Эти прямо противоположные суждения о ценностях отражают неоднозначное отношение людей как к природным вещам и явлениям, так и ко всему тому, что создано самим человеком. Таким образом, ценности, будучи по содержанию субъективными, оказываются, с одной стороны, объективными по своей детерминированности, а с другой — напрямую зависящими от социальных факторов, духовных интересов и материальных потребностей личности. Соответственно, не все значимое представляет собой ценность, а лишь позитивно значимое. «Ценность — это не любая значимость, а положительная значимость; кроме того, эта значимость своим истоком имеет человека, его коренные цели и идеалы» [2]. Действительно, в одном и том же предмете или явлении один человек видит то, что не видит другой. По образному выражению И. Канта, один, глядя в лужу, видит в ней только грязь, а другой — отражающиеся в ней звезды.

Все ценности напрямую связаны с потребностями и интересами людей, но не сводятся к ним. Потребности и интересы, как правило, динамичны, иерархичны, и их иерархия постоянно меняется, а ценности относительно стабильны, как идеалы относительно неизменны, они осознаются и усваиваются личностью в процессе ее исторического становления и развития. Ценность представляет собой осознанное отношение человека к материальным потребностям и духовным запросам. При этом важно учитывать и то обстоятельство, что объективно существуют не только общественные, но и групповые, личные потребности и интересы. Порой то, что выступает высшей ценностью для одних групп людей или личностей, для других может представлять зло, несправедливость, произвол, аморальность. Так, например, одна часть населения России землю в качестве частной собственности считает анахронизмом, а другая — прогрессом. Такое неоднозначное отношение к жизненным потребностям и интересам предполагает его сугубо субъективное начало. Оно-то и свидетельствует о принципиальном отличии результатов познавательной деятельности человека от оценочных, то есть ценностей от истины (знаний).

Духовная и предметная деятельность человека порождает знания и ценности, которые отображают два сущностно разных типа отношений людей к достигнутым результатам этой деятельности. Если истинные знания в своем содержании являют объективные связи и отношения (т.е. отношения, существующие между объектами независимо от осознания их человеком), то ценности выражают чисто субъективное (оценочное) отношение субъекта к объекту. Они выступают в качестве «субъективированное™ объекта». Таким образом, ценность есть значение объекта для субъекта (добро, красота, любовь и т.д.). Сущность ценностей — в их значимости для субъекта, а не в их фактичности, которая является только носителем того или иного содержания. Поэтому неправомерно считать ценность только пользой, ибо последняя может иметь позитивное значение одного объекта для другого и потому является объективной. Так, например, пища всегда предполагает потребность в ней человека, следовательно, она полезна. Ценностью же пища становится только тогда, когда она уже не столько выступает как потребность, сколько представляет собой какое-то иное значение: эстетическое, национальное, политическое (в тех или иных обрядах, на церемониях, приемах).

В начале XX века немецкий психолог и философ Г. Мюн-стерберг (1863-1916) в книге «Философия ценностей» впервые в истории философской мысли предложил оригинальный анализ разнообразных ценностей, представленных в следующей таблице [3].

Логические ценности

Эстетические ценности

Этические ценности

Метафизические ценности

Жизненные ценности

Ценности наличного бытия (предметы непосредственного бытия)

Ценности единства (предметы радостного переживания)

Ценности развития (возвышающие)

Божественные ценности (предметы веры)

Внешего мира

Вещи

Гармония

Рост

Творение

Ближайшего

окружения

Существа

Любовь

Прогресс

Откровение

Внутреннего мира

Оценивание

Счастье

Саморазвитие

Спасение

Культурные ценности

Ценности взаимосвязи (предметы познания)

Ценности красоты (предметы увлечения)

Ценности созидания (предметы признания)

Основные ценности (предметы убеждения)

Внешнего мира

Природа

Изобразительное искусство

Хозяйство

Вселенная

Ближайшего окружения

История

Поэзия

Право

Человечество

Внутреннего мира

Разум

Музыка

Нравствен

ность

Свех-Я

Философы высоко оценили эту классификацию Г. Мюнстерберга, ибо увидели в ней графическое (образное) отображение системы ценностей, хотя и в нестрогой научной форме. В ней не рассматриваются связи и отношения объекта к субъекту, однако есть указание на то, что ценности в жизнедеятельности каждого человека и его сообщества, безусловно, занимают ведущее, если не господствующее, положение. Они абсолютно значимы в сфере культуры, искусства, морали, религии, социологии и т.д. Существенной особенностью ценностного суждения стало то, что именно оно позволяет субъекту придавать всем предметам и явлениям позитивную или негативную оценку через внутреннее отношение к ним или через эмоциональное их переживание.

К примеру, очевидно, что такие явления, как зло, социальная несправедливость, бытовой беспредел или политическая реакционность, вряд ли можно считать ценностями. Их правильнее всего было бы называть антиценностями, так как любая трактовка подобных явлений в качестве ценных будет явно неадекватной, то есть они не могут рассматриваться как значимые и с точки зрения отдельных личностей, и с точки зрения общественного развития (социального прогресса). Выше мы уже говорили о том, что не следует любую значимость предмета или явления, а также полезность той или иной вещи интерпретировать как ценность. Совершенно прав современный отечественный философ А.М. Коршунов (род. 1929) в следующем своем утверждении: «Ценность есть положительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека. Этим самым мы ограничиваем сферу ценности, понимая ее как одну из форм значимости. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости… Ценностным является все то, что включается в общественный прогресс, служит ему» [4]. Таким образом, ценность, как и истина, не является предметом, явлением, а также свойством природной и даже культурной действительности. Причем если истина постигается путем постоянного ограничения субъективности в познании мира вещей и явлений, то ценность усиливает субъективность, так как человек (субъект) сознательно определяет значимость чего-либо для себя лично, для сообщества людей и человечества в целом.

Итак, ценность предстает в сознании людей как особо значимое отношение к предметам, вещам, явлениям природы, общества. При этом все ценности качественно характеризуются не свойствами вещей, предметов или явлений, а степенью их вовлеченности в человеческое бытие, в процесс осознания мира и общества, и через это внедряются в жизнедеятельность личности, тех или иных социальных групп, народов, человечества в целом. Система ценностей исторически меняется. Эти изменения — спутник эволюции общества, его естественного развития. Примечательно, что в ту или иную историческую эпоху по разным причинам одни виды социально-политических и духовных ценностей выдвигаются на первый план или даже занимают господствующее положение, как, например, религиозные ценности и идеалы в Средние века или художественные эстетические идеалы в эпоху Возрождения, а другие — ослабевать, меркнуть и даже исчезать, как в наше время идеи социальной справедливости. Возникновение, изменение и исчезновение систем ценностей критически осмысливаются аксиологией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *