Диалектическая мысль в России.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Диалектическая мысль в России свой главный импульс получила в трудах крупного русского ученого, исследователя в области философии Георгия Валентиновича Плеханова (1857— 1918). Он выступил горячим поборником материалистической диалектики, которую представил как аналог объективного мира, отражение объективных законов природы и общества в понятиях человека. Г.В. Плеханов рассматривал диалектику как метод подхода практически ко всем явлениям природы, общества и человеческого мышления. Он высоко ценил диалектику Гегеля как «алгебру прогресса», считая, что она относится к метафизике XVII-XVIII веков, как «высшая математика к арифметике застоя». Г.В. Плеханов писал, что «без диалектики неполна, одностороння, скажем больше: невозможна материалистическая теория познания» [24]. Глубокое обоснование ученый дает трактовке общественных законов, подчеркивая их объективный и необходимый характер. Он умело защищает социальный детерминизм К. Маркса от волюнтаризма. Общество — это результат, продукт деятельности людей, — соглашается с Марксом Г.В. Плеханов [25]. Русский философ-марксист пишет: «Люди делали и должны были делать свою историю бессознательно, до тех пор, пока двигательные силы исторического развития действовали за их спиной, помимо их сознания. Раз открыты эти силы, раз изучены законы их действий, люди будут в состоянии взять их в свои собственные руки, подчинить их своему собственному разуму. Заслуга Маркса заключается именно в том, что он открыл эти силы и подверг тщательному научному изучению и действию» [26].

Русский философ усовершенствовал материалистическое понимание истории, представив марксистское философское учение как продукт интеллектуального прогресса человечества. Развивая идеи диалектического и исторического материализма, Г.В. Плеханов придал ему статус нового качественного этапа в теории и методологии общественного саморазвития. Искусно применяя диалектический метод познания общественной жизни, ученый отверг «теорию» о героях как творцах истории. Г.В. Плеханов отмечал, что «многие смешивают диалектику с теорией эволюции. Однако она существенно отличается от вульгарного понимания эволюции, основанного на том принципе, что ни природа, ни история не делают скачков».

Г.В. Плеханов полагал, что материя в качестве источника ощущений представляет собой совокупность «вещей в себе» (Кант). Органы чувств при этом не механически копируют действительность, а идеально преобразовывают получаемую информацию. Они являются своего рода «иероглифами», которые доносят до нашего сознания то, что происходит в действительности. Философ утверждал, что указанные «иероглифы» несут адекватную информацию о форме, структуре и взаимоотношениях реальных объектов, и этого достаточно, по его мнению, чтобы человек смог изучить действие на него «вещей в себе» и, с другой стороны, механизм своего воздействия на них. Плеханов проводил при этом четкое разграничение между законами мышления и законами объективного мира, в то же время не допуская отрыва двух данных рядов законов друг от друга, доказывая первичность объективной реальности по отношению к ее отражениям в сознании человека.

Когда дух России был подорван серией поражений в войне с Японией, а затем с Германией, грубейшими ошибками во внутренней политике и экономике, появились люди, которые отличались особой смелостью мысли и революционностью действий. И первым среди них был Владимир Ильич Ленин (1870— 1924). Он обладал философским складом ума, высокой эрудицией. Сегодня можно смело сказать, что В.И. Ленин одухотворил общественное сознание России идеями революционного марксизма. По свидетельству антибольшевика А.Н. Потресова (1869-1934), «Плеханова — почитали, Мартова — любили, но только за Лениным беспрекословно шли, как за единственным, бесспорным вождем. Ибо только Ленин представлял собою…

редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фанатичную веру в движение, в дело с не меньшей верой в себя… Людовик XIV мог говорить: Государство — это я… Ленин без излишних слов неизменно чувствовал, что партия — это он, что он — концентрированная в одном человеке воля движения. И соответственно этому действовал…» [27]. Политическая борьба В.И. Ленина была органично связана с теоретической, философской полемикой с противниками материалистической диалектики.

В книге «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин дал классическое определение понятию «материя». Она «есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» [28]. В отличие от представлений о материи, в которых последняя отождествлялась с конкретными, известными видами вещества, она определяется чисто философски — как объективная реальность, существующая вне и независимо от познающего субъекта. Кроме того, в своей книге В.И. Ленин философски обобщил достижения естественных наук. Он отмечал, что с каждым открытием новых физических явлений в природе мы будем бесконечно отодвигать предел нашего незнания законов природы. Эти выводы впоследствии были высоко оценены учеными, особенно физиками знаменитой Копенгагенской школы.

В начале XX века немалое влияние на умы ученых-естест-венников, медиков оказало модное тогда течение философской мысли под названием эмпириокритицизм. Его положения активно обсуждались в среде революционной интеллигенции. Отношение к эмпириокритицизму было разное. Так, философы В.А. Базаров (Руднев), А.А. Богданов (Малиновский), А.В. Луначарский, П.С. Юшкевич и другие социал-демократические лидеры России были сторонниками философии Маха и Авенариуса. В.И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» махизм назвал антидиалектикой и субъективным идеализмом. Обобщив современные завоевания науки, В.И. Ленин показал, сколь велико значение метода материалистической диалектики для научного прогресса. Он формулирует мысль о бесконечности материи: «…природа бесконечна, как бесконечна и мельчайшая частица ее…», «электрон так же неисчерпаем, как и атом…» [29].

Выдающимся специалистом в области теории познания, диалектики формирования нравственного человека по праву считается русский философ М.М. Бахтин (1895-1975). Он стремился вернуть философии традиционную русскую духовную мысль о вечных проблемах человеческого бытия. В его трудах переплетаются тема художественного, эстетического миропонимания и собственно философская идея коммуникации, взаимопонимания людей. М.М. Бахтин считал, что философия должна исследовать жизнь людей как их взаимосвязь в процессе деятельности, особенно духовной. Единственный путь человека к человеку — это диалог. Только в диалогическом общении можно найти истину и взаимопонимание. По трактовке М.М. Бахтина, долг каждого отдельного человека состоит в том, чтобы признать свою абсолютную «единственность» в этом мире и стремиться воплотить (реализовать) ее посредством ответственного поступка, которым должна стать вся его жизнь. С позиции философии поступка он решает и проблему ценностей. Не существует ценности раз и навсегда данной, — считает М.М. Бахтин, — общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте.

Заметный вклад в развитие теории диалектики внес оригинальный современный философ Эвальд Васильевич Ильенков (1924-1979), великолепный знаток немецкой классической философии. Ему принадлежит приоритет в разработке логико-теоретической теории научного мышления, связанной прежде всего с выявлением таких всеобщих аспектов развития научного знания, как принцип противоречия в мышлении, соотношение абстрактного и конкретного в познании, диалектика логического и исторического. Э.В. Ильенков является автором весьма оригинальной концепции культурно-исторического развития человека. Он обосновал фундаментальную роль идеального (сознательного) в личностном становлении человеческого индивида. Идеальное, по Ильенкову, — это объективная реальность в рамках общества. Это схема предметной деятельности, форма вещи, существующая лишь в действиях человека. Имеется в виду выход из мира традиционных моральных норм в сферу смысла, духа. Только в таком случае у человека рождается чувство ответственности, поскольку его «Я» — единственный свидетель «события-бытия». С точки зрения Ильенкова, сознание человека представляет собой исключительно социальное образование, поэтому любые способности и таланты могут быть развиты обществом у каждого индивида.

Наряду с диалектикой, и в то же время активно используя ее, формируется отечественная методология науки. Значительное место в отечественной философии прошлых лет занимали проблемы гносеологии и теории сознания. В этой связи прежде всего следует вспомнить деятельность Павла Васильевича Копнина (1922-1971) — блестящего ученого и философа. Он предпринял попытку систематизировать всеобщие категории, обосновать принципы их систематизации, раскрыть критерии включения новых понятий в систему философского знания. Им проанализирована специфика диалектики как логики, а также ее взаимосвязь с формальной логикой в научном познавательном процессе. П.В. Копнин предложил методику применения диалектики и логики научного исследования к методологии диагноза в медицине.

Проблемы сознания разрабатывали А.Г. Спиркин, В.П. Тугаринов, Э.В. Ильенков и другие.

Давид Израилевич Дубровский (род. 1929), специалист по теории познания, осмысливает проблему сознания через призму психофизиологических проблем. Он считает, что человек появляется на свет, уже обладая определенными закодированными задатками, которые потом развиваются в способности. Идеальное Д.И. Дубровский считает субъективной реальностью. Оно не существует вне психики человека и обладает сложной многомерной структурой, которая может быть описана в терминах теории информации. Дубровский разработал информационный подход к проблеме сознания и мозга, исследовал ценностно-смысловую структуру субъективной реальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *