Экзистенциалистская концепция.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Экзистенциалистская концепция выдвигает на передний край философского осмысления абсолютную уникальность индивидуального бытия человека. Она рассматривает переживание человеческим индивидом своего сложного жизненного пути, основу которого составляют страх, ощущение бессмысленности существования, внутренняя тревога, ожидание чего-то опасного, в том числе болезни и смерти. Именно эти глубокие переживания индивидом собственного бытия получили название экзистенции (лат. exsistentia — существование). Экзистенциализм представляет собой философско-этическое направление, своеобразную мировоззренческую систему. Он возник в период мировых войн как духовное отражение драматизма эпохи XX века, ощущения внутреннего трагизма человека, объективно поставленного обстоятельствами между жизнью и смертью. Поэтому экзистенциалистами становились не только авторитетные профессиональные философы, но и именитые ученые, известные писатели, художники, осмысливающие переживания личности в условиях трагичности и алогичности мироустройства.

Философский экзистенциализм и сегодня привлекает мыслителей своей особой драматической озабоченностью и глубокой искренностью чувства, остротой выстраданных оценок того мира, в котором оказывается человек. Это философское учение затрагивает духовное самочувствие человека, погруженного в различные критические природные или социальные ситуации, живущего в мире острейших кризисов и исторических катастроф. Один из основоположников этого нового философского напрвления Мартин Хайдеггер исходным началом в экзистенциализме называл страх, тревогу, личную озабоченность и т.д. Эта первичность бытия человека в мире обусловлена, по мнению Хайдеггера, самим настроением индивида, неразвитостью его сознания, которое определяется априорностью многих человеческих чувств. Отметим, что представления о сфере бытий-ности индивидуальных чувств и сознания были сформированы многими философскими течениями.

Духовное начало экзистенциализму положила «философия жизни» (В. Дильтей, Ф. Ницше, А. Бергсон, О. Шпенглер). В философских трудах Дильтея говорится о жизненном порыве как сплошном жизненном потоке и отстаивается концепция исторической линии жизни. В философии Ф. Ницше (1844-1900) поток жизни демонстрирует силу виталистической воли к власти, которая находит свое воплощение в идеале сверхчеловека. Ф. Ницше был сторонником исключительно сильных личностей, способных вести за собой слабовольные массы людей. Лозунг этого философа — «Живи опасно». А в работах А. Бергсона (1859-1941), представителя одной из версий интуитивизма, рассматривается истинная первооснова человеческого бытия — интуиция, которая возникает в постоянно бурлящем становлении. Интуиция выступает как род интеллектуальной симпатии, непосредственное знание. Она представляет собой общую основу философии и науки. Для А. Бергсона даже само философствование равносильно непосредственному интуитивному познанию мира, жизни. Философия идет от интуиции к понятиям и тем самым выявляет их подлинное значение. «На наш вопрос, что нам делать для того, чтобы наша жизнь приобретала осмысленный характер, — пишет Г. Риккерт, осмысливая концепцию Бергсона, — может быть один ответ: мы должны жить в интуиции» [14].

К 30-м годам XX столетия философия жизни и интуитивизм уступают место новому способу философствования — экзистенциальному. В нем более целостно и объемно осмысливаются многообразные стороны индивидуального бытия человека в мире. Главная же его идея — движение индивида к личной свободе с целью спонтанного самотворчества, самосозидания. Быть свободным — значит быть самим собой, или «быть подлинным» (Хайдеггер). Такую свободу индивид не получает извне, а творит сам для себя. Для экзистенциалистов главный интерес представляет человек, который объективно существует в мире. А вопрос о самостоятельном существовании природы для них малоинтересен. Это обстоятельство позволило Сартру, к примеру, назвать экзистенциализм гуманизмом. При этом многие экзистенциалисты, как и материалисты, признают, что мир существует объективно, то есть вне и независимо от человеческого сознания. Но постижение бытия этого мира определяется познанием личностного бытия, или, как его называл Хайдеггер, «бытия-в-мире». Экзистенция — это не просто переживание бытия человека как такового, а переживание его бытия-в-мире.

Представители экзистенциализма называют три основных категории своего учения: сам мир, бытие-в-мире и бытие. Согласно К. Ясперсу (1883-1969), человек встречает свое сущее бытие в трех ипостасях: жизнь в мире, экзистенция и трансцен-денция. Отсюда и три качественных уровня постижения человека. Первый уровень предполагает рассмотрение его фактической жизни в мире. Это самый поверхностный уровень, характерный для естествознания и медицины. Здесь познание человеческого индивида сводится к его описанию, что в принципе ничем не отличается от описания физических явлений природы. На втором уровне происходит переход к более углубленному познанию жизни человека, а именно рассматривается его эк-зистенциональное состояние, или собственно индивидуальное существование. Экзистенция подвигает индивида к выявлению собственной уникальности, самобытности и неповторимости. И только на третьем уровне человек таинственным образом открывает для себя трансцендентный мир бытия, который связан с осознанием собственной души в результате некоего озарения.

К. Ясперс решительно отмежевался от всех авторитетных рационалистических традиций классической философии, сформированных И. Кантом, Г. Гегелем и К. Марксом. Он отрицал даже малейшие попытки философии претендовать на роль науки. Философия как состояние ума, по Ясперсу, призвана быть живым процессом мыслетворчества. Она должна давать людям лишь ценностные ориентиры для осмысленной жизнедеятельности в природе и обществе, «светить» своим внутренним светом, озаряя человеческую экзистенцию и приближая к трансценденции.

Экзистенциальное состояние человека наполняется еще более глубоким смыслом через трансценденцию. Это самый высокий уровень человеческой бытийности, потому что трансцендентность лежит за пределами физического мира, а значит, и человеческого существования, но именно она сообщает глубокий смысл жизни и дает возвышенные ориентиры для индивидуального существования. Факт «встречи с трансценденци-ей» пробуждает творческий потенциал и приносит научное или художественное вдохновение. Стоит отметить, что встреча с трансценденцией как с источником вдохновения всегда является строго индивидуальным и глубоко интимным моментом. Согласно Ясперсу, о трансценденции сказать что-то более определенное нельзя. Ее даже не с чем сравнить в жизненной практике, но вполне допустимо назвать ее Богом. И этого будет достаточно, ибо о Боге можно сказать только то, что он есть, и не больше…

Экзистенциализм, вне сомнения, сильно повлиял на отношение современной философской мысли к медицине. Согласно этому оригинальному учению, каждый человеческий индивид, выступая как представитель определенной социально-культур-ной эпохи, воспринимает и оценивает мир сугубо самостоятельно и весьма избирательно. Значение общества для человека состоит в том, что оно в лучшем случае может дать лишь предпосылки для экономических, политических и других свобод личности. Однако чаще всего общество ограничивает личностную свободу. Поэтому человек должен самостоятельно утвердить свое место в нем. Речь идет о том, что человеческий индивид всегда выступает в роли единственного субъекта и познания, и преобразования мира. Его собственная (или подлинная) жизнедеятельность находится в экзистенции, которая не выводится из его родовой сущности (человека вообще), а существует в строго индивидуальной форме. Поэтому любой человек сам по себе абсолютно уникален, самобытен, неповторим.

Человек, изменяя мир, меняет и самого себя, строит свою судьбу, и делает он это всегда сугубо индивидуально. «Своим образом жизни, своими ежедневными делами, своими крупными решениями он делает себя проявлением того, что возможно,

—    писал К. Ясперс. — Не сознавая того, он своей реальной жизнью здесь и сейчас оказывает влияние на будущее. И при этом у него нет никаких оснований считать себя малозначительным

—    точно так же, как нельзя считать малозначительным каждый голос, хотя в голосовании участвуют миллионы» [15]. Согласно Ясперсу, человеческий индивид постоянно переживает в душе непростые обстоятельства жизни. Иногда, осмысливая некоторые из них, он испытывает невероятно сильное потрясение, которое способно побудить его выйти из пребывания в безликой массе (толпе). Человек, как правило, всегда стремится быть самим собой. Именно это его состояние и называется экзистенцией.

Аналогичные идеи развивают такие известные французские экзистенциалисты, как Г. Марсель (1889-1973), Ж.-П. Сартр (1905-1980). В их представлении человек выступает как постоянный творец самого себя, своей индивидуальной сущности. Важно подчеркнуть, что существование всегда предшествует сущности, создает ее. При этом индивид творит себя не спонтанно, а по собственному плану. Иными словами, человек, творя себя, сознательно выбирает свой образ и формирует сугубо свой способ жизни. Тем самым он добровольно возлагает на себя глобальную ответственность за содеянное (почти как у Канта). Таким образом, все проекты человека и его обязательства перед человечеством исходят из самого индивида, а потому и значимы только для него самого. Но здесь есть один исключительно важный момент: индивид сам вносит в себя нечто постоянное. Сформировав в себе собственное «Я», он тем самым вырывается из безликой толпы или поднимается над ней. Но это обязывает его к постоянному стремлению оставаться на достигнутом высоком уровне. Данное обстоятельство и есть первый и единственный устойчивый фактор внутри человека, который превращает его в личность, самобытную индивидуальность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *