Западный иррационализм (от классической к современной философии)

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Однако надо признать, что крупные научные открытия, а также современные технические и технологические изобретения действительно прямо или косвенно воздействуют на традиционно сложившиеся формы общественного сознания. Они влияют на физическое и психическое здоровье населения и серьезно меняют даже сам характер природного саморазвития живых организмов (например, клонирование). Естественно, мировую общественность не могут не беспокоить такие факторы. Между тем специалисты в области молекулярной биологии, биомедицины уже создали реальные предпосылки для практического вмешательства в механизм наследственности. Синтезированы новые биохимические вещества, способные воздействовать на психику миллионов людей.

В силу этих обстоятельств на первый план философского осмысления выдвинулись глобальные проблемы: загрязнение окружающей среды, фальсификация пищевых продуктов, все большая утрата контакта человека с природой вследствие расширяющегося урбанизма, ведущего к превращению человеческих отношений в сугубо функциональные.

В силу уже этих новых факторов бытия человека научный оптимизм и упование только на мощь разума катастрофически уменьшаются. Как следствие, получают массовое распространение иррациональные мрачные пророчества и негативные оценки науки. Они затрагивают не просто отдельные стороны человеческой жизнедеятельности, а саму природу человека, принципы организации общества, смысл жизни каждого отдельного индивида. Однако надо признать, что сами по себе такие пессимистические настроения ряда философов не являются чем-то абсолютно новым. Еще К. Маркс резонно замечал, что повышенные меры господства человека над природой оборачиваются все большим его закабалением, а накопление вещественного богатства ведет к духовному опустошению человека, отчуждению его от продуктов собственного труда. По Марксу, причина этого коренится в конфликте между живым и овеществленным трудом, вытекающим из противоречий общественного способа производства.

Кризисное противоречие современной общественной жизни по-своему проявляется в социологии, политологии, морали, искусстве, религии и т.д. Но более очевидно и остро оно сказывается на содержании современной философии Запада. Именно философия призвана вырабатывать оценочное представление о состоянии и перспективах саморазвития человечества. Опираясь на такое представление, она и предлагает общественному сознанию свой оптимистический или пессимистический взгляд на роль и значение науки, техники и технологии в общественном развитии, а также философскую ориентацию либо на разум, то есть на науку, либо на формы ненаучного познания -волю, чувства, интуицию. В начале XX столетия Вильгельм Дильтей (1833-1911), представитель так называемой философии жизни, с огорчением писал: «Одной из наиболее действительных причин, не перестающих доставлять все новую и новую пищу скептицизму, является анархия философских систем. …Оглянемся ли мы назад или посмотрим вокруг себя, везде мы видим в хаотическом беспорядке беспредельное многообразие философских систем» [2].

Причиной появления многообразных неклассических направлений философской мысли стал интерес к познанию тех сторон жизни и деятельности человека, которые не осмысливались ставшими уже традиционными в середине XIX века философскими системами. В этом смысле возникновение неклассической философии — явление вполне закономерное. В познавательной деятельности человечества (в естественных и технических, общественных и гуманитарных науках, в художественном творчестве и медицине, а также в обобщающей весь процесс познания философии) начала формироваться принципиально иная гносеологическая парадигма, которая нацеливалась на интегрирование и синтезирование обеих методологических установок — как классической, так и неклассической. Чтобы понять и оценить это новое явление в познании мира вещей, предметов, а также общественных процессов и жизни индивидов, необходимо поближе познакомиться с теми альтернативными философскими направлениями, которые в течение более столетия активно противодействовали идее рационализма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *