Суть научной революции.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Суть и смысл научной революции с философских позиций рассматривались учеными и оригинальными мыслителями XVI-XVII веков. Научную революцию признавали свершившимся фактом, считая ее одновременно завершением эпохи Возрождения и начальным этапом становления современного научного познания. Впервые творческая мысль исследователей была обращена к самой природе, вооружившись «ключом» от ее прочных дверей, то есть научным методом познания. Под этим знаком начиналось мощное умственное движение, предшественниками которого были знаменитые ученые позднего средневековья: Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей. Так, мыслитель, врач, астроном Николай Коперник разработал принципиально новую гелиоцентрическую систему (в центре Вселенной находится Солнце, а Земля является одной из планет солнечной системы). Он произвел и необходимые математические вычисления для научного подтверждения своей гениальной гипотезы. Однако это открытие Коперника многие годы не укладывалось в головах абсолютного большинства просвещенных европейцев, будучи по сути своей предвестником мировоззренческой революции, круто изменившей менталитет человечества.

Классическими представителями философии, связавшей себя с научным экспериментом, стали англичанин Френсис Бэкон (1561-1626) и француз Рене Декарт (1596-1650), которые в сфере науки, в частности в западноевропейской философской методологии, произвели суперрадикальный переворот. Они приспособили новую философию для целей новой науки, возложив на нее задачу разработки научных методов познания природы. С этой целью ученые по-новому осмыслили само понятие «субстанция». Во-первых, его связали с онтологией как предельным основанием бытия (Бэкон). Во-вторых, увязали его с задачей гносеологического осмысления достоверности научного знания (Декарт). Именно этот качественный переворот в философской методологии познания естественной природы породил мыслительную революцию, получившую название философской. Разработка принципиально новых научных методов познания, а также определение их параметров и коэффициентов, позаимствованных, кстати, из математики и физики, других естественных наук, оказались единственно приемлемыми и для нового философского мышления. Уже сами «размышления о методе как таковом, — писал немецкий философ Б. Лакебринк,

— стали предметом современного мышления, в то время как средневековый мыслитель умел пользоваться своим методом с инстинктивной уверенностью гения» [6].

Первым в ряду ученых и философов, обладавших принципиально новым типом мышления, разрабатывавших опытно-рациональный, научный метод в познании, считается выдающийся английский ученый Ф. Бэкон. Именно его учение об индукции в западном мышлении привело к формированию интеллектуальной атмосферы творчества. Исследуя функции науки в жизни и истории становления человечества, философ впервые сформулировал этику научных исследований, противостоящую менталитету магического типа, еще довольно широко распространенному тогда на Западе. Он определил и некие теоретические основания в развитии техники. Английский ученый заложил методологический фундамент современной науки, которая стала наиболее важным деянием в европейской жизни. Поэтому Ф. Бэкона высоко ценят все современные ученые и философы как оригинального мыслителя, впервые предложившего разрабатывать новые способы познания вещей, предметов и явлений естественной природы в органическом единстве жизненного опыта, научного эксперимента и теоретического обобщения полученных результатов, а также их философского осмысления.

Напомним, что речь идет о зарождении принципиально новой философской методологии опытной (экспериментальной) науки, кстати, сродни медицинской. Путем скрупулезного наблюдения за природой и тщательного проведения разнообразных научных опытов, теоретически систематизированных исследователями, ученые постепенно открывали новые связи и отношения между объектами природы и разрабатывали законы, общие принципы, которые давали мыслящему человечеству ключ к пониманию природы, необходимый для управления ею. По Бэкону, существуют три основные способности познания: память, воображение и рассудок, или мышление. На память опирается естественная и гражданская история, а на воображение — литература, поэзия. На рассудке основываются математика, все естественные науки и, конечно, медицина. Разработка философом индуктивного метода как естественного движения мысли от изучения единичных фактов к общим положениям, рассмотренного им в «Новом органоне», позволила медицинской науке совершить революционный рывок в познании причин многих заболеваний, особенно инфекционных.

Основная заслуга Бэкона-философа видится в том, что он решительно отстаивал самодостаточность научно-философского метода, значительно ослабив традиционно сильную связь между философией и теологией. Схоластов, а также Платона и Аристотеля Ф. Бэкон подвергал критике за то, что они преувеличивали роль и значение дедукции в познании, тогда как те предпосылки, на которых они основывались, вполне могли быть всего лишь измышлениями, порожденными болезненной фантазией самих исследователей и не имеющими никаких оснований в действительности. Для Бэкона наука и философия древних греков — это некая детская забава: «Греки были вечными детьми не только в том, что касается истории или знания о прошлом, — категорично заявлял он, — но особенно в изучении природы. Разве не отдает детством философия, которая может только болтать и ссориться, но не умеет производить? Время, когда она родилась, было временем сказаний, с бедной историей, скудные сведения для которой черпались в основном из описаний путешественников… ей недоставало достоинства и благородства» [7].

Ф. Бэкон ратовал за решительное изменение статуса и положения науки силой человеческого разума и практикой преобразования природы: «…Если желают открытий, и в большем числе, и более полезных, и в меньшие промежутки времени, -писал он, — то их, естественно, скорее можно ожидать от разума, от разумной деятельности, от разумного метода» [8]. Именно Бэкону принадлежит ставший знаменитым афоризм: «Знание — сила», в котором отразилась практическая направленность разумного (научного) способа познания окружающей человека природы. В знании как силе, по Бэкону, и достигается практическая действенность человеческого разума, реализуется искусство мышления. Следовательно, человек обретает несомненную уверенность в своих мыслительных проектах и практической деятельности, причем только благодаря самому себе как творцу новой природы. Умственное конструирование идеальных объектов составляло философскую базу эксперимента или научного опыта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *