«Сократический поворот» в древнегреческой философии.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Н.В. Мотрошилова заметила, что платоновский «мир идей» привлекателен для всех тех, «кто обращает свои взоры к небу, пронизывает мыслью таинственное занебесье и черпает вдохновение в «солнцеподобных», «светящихся» идеях-образ-цах, идеалах-целях, да и обретает опору в возможности «эйдетически» представить их!» [12].

Что касается души, то она, будучи мировой, до рождения человека пребывает в высшем мире, в царстве «чистых мыслей и красоты». Облекаясь в земную плоть, душа обретает свой жребий: ей предназначена определенная участь, собственная судьба. Ее истечение в тела индивидов происходит в трех вариантах:

  1.  разумная часть души, созидаемой самим демиургом, попадает только к правителям-философам;
  2. аффективно-волевая часть души наполняет стражей и воинов, жизнью приученных к строгой дисциплине и порядку;
  3. чувственно-пылкая, движимая страстями часть души, создаваемая низшими богами, достается ремесленникам, горожанам, обученным ремеслу.

Первая часть души — основа мудрости и добродетели, вторая — мужества и третья — дела. Гармоничное сочетание всех этих частей души под регулятивным началом высшего разума развивает мудрость и раскрывает справедливость.

Платон согласен с идеями Пифагора о бессмертии души и о ее переселениях. Она вселяется в тела людей в зависимости от их реальных достоинств. «Душа, видевшая больше всего, попадает в плод будущего поклонника мудрости и красоты или человека, преданного музам и любви; вторая за ней — в плод царя, соблюдающего законы, в человека воинственного или способного управлять» [13]. Мысль души «питается умом и чистым знанием». Когда же человек умирает, душа, освобождаясь от телесного покрова, снова свободно путешествует в высших сферах, соприкасаясь с миром вечных и чистых идей. В платоновском понимании знание доступно только умозрению. Знание есть припоминание. До вселения в телесную оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Попав на Землю, она многое позабыла, но способна кое-что припомнить. При этом высшее знание есть не что иное, как абсолютное Благо. Именно оно созерцает знание, содержащееся в бытии. Платон считает, что идеи могут существовать для любых, даже неприятных вещей. Мыслящий человек в процессе познания как бы спорит сам с собой, разрешая возникшие противоречия. Без такого диалога с самим собой он не может приблизиться к истине. Эта идея Платона легла в основу диалектики мышления.

Наряду с Платоном величайшим классиком античной философии считается его ученик Аристотель. Цивилизованное человечество всегда училось и учится у этого философа культуре мышления. Для него, сына врача, рано соприкоснувшегося с биологической наукой и медицинской практикой, мир естественной природы представлял особый научный и главный философский интерес. Аристотель успешно преодолел многие слабые места в учении Платона. В ряде моментов он выступал решительным его противником, в частности аргументированно возражая против постулата о трансцендентном мире идей (видов). Нельзя, считал он, отделять его от самих вещей или явлений. Кроме того, мыслитель внес принципиальные изменения в тройственную структуру платоновского понимания Мироздания (мира идей, материи и чувственного мира), предложив двойственную — материи-формы. Для Аристотеля научная истина всегда была превыше всего, невзирая на авторитеты. Именно ему принадлежит известное изречение: «Платон мне друг, но истина дороже».

Исходя из признания объективности материального мира, мыслитель утверждал, что он вечен и неуничтожим. Его исходными атрибутами Аристотель называл материю и форму. Материя и форма в его учении органично взаимосвязаны, то есть составляют целостность, единство. Это обстоятельство можно представить в виде соотношения глыбы мрамора к замыслу, в соответствии с которым скульптор, к примеру, превращает мрамор в статую, то есть материя выступает потенциалом действительности, а форма — ее фактической реализацией. Статуя, таким образом, представляет собой единство материи и формы. Говоря иначе, форма у Аристотеля является активным творческим фактором. Для того, чтобы из материи возникали разнообразные вещи, необходима некая сила (двигатель), которая бы превращала бесформенную материю в задуманную форму. Главным двигателем в мире Аристотель считает Бога. Он есть форма всех форм — вершина Мироздания.

Аристотель предложил целостную систему философских категорий (сущность, состояние, отношение), позволяющих осмысливать развивающийся мир. Согласно его учению, сущность вещи или явления (субстанция) есть форма, которую они принимают. Философ считал, что субстанцией является не некая материальная единица, а умопостигаемая структура, или форма, воплощенная в материи. Это, по сути, и есть субстанция, которая указывает на то, что, как и почему изменяется (материя), и на то, во что оно превращается (форма). По Аристотелю, форма придает материи не только смысл, но и динамику, в которой заложена суть саморазвития. Познание начинается тогда, когда разум вбирает в себя форму некой субстанции. Решительно заменив платоновские «идеи» (всеобщее) универсалиями, Аристотель тем самым перевернул всю платоновскую онтологию. Если для Платона частное менее реально, чем всеобщее, то у Аристотеля все наоборот — реальны только вещи.

Как философ Аристотель значительно отличался от всех античных мыслителей. Это был профессиональный философ того времени, а не просто мыслящий ученый. Он создал по сути новый философский язык и логику мышления, сформулировал новые обоснования и выявил структуру познания бытия. Г. Ге-гель в своих лекциях по истории философии, переходя от изложения учения Платона к оценке философии Аристотеля, решительно заявил, что «он был одним из богатейших и глубоко-мысленнейших из когда-либо явившихся на арене истории научных гениев, человек, равного которому не произвела ни одна эпоха». Аристотель «был таким многообъемлющим и спекулятивным умом, как никто другой» [14]. Действительно, в своем научно-философском исследовании он не столько синтезирует, сколько экспликацирует (развертывает) натурфилософские взгляды своих предшественников и создает своеобразное учение о первоначалах (первых причинах) мира:

  1. материальном;
  2. движущем;
  3. формальном;
  4. целевом.

Материальная причина противопоставляется философом всем остальным, которые выражаются понятием Бога. Бог у Аристотеля предстает перводвигателем. Он ляижет миром и, будучи формой форм, оказывается его духовным источником. Аристотель несколько иначе, чем Платон и другие философы античности, рассуждает о душе. Прежде всего, в его учении отмечается, что только душа является началом и причиной жизни вообще. «Итак, — утверждает Аристотель, — душа есть причина и начало живого тела… А именно: душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел. Что душа есть причина в смысле субстанции — это ясно, так как именно она и есть причина бытия каждой вещи, а у живых существ быть означает жить, причина же и начало этого — душа; кроме того, основание сущего в возможности» [15].

Душа у Аристотеля имеет несколько уровней:

  1. низший — растительный;
  2. средний — животный;
  3. высший — разумный (чисто человеческий).

Человеческая душа естественно связана с телом (организмом), как форма с материей. Именно душа придает смысл и цель жизни человека. Душа — это энтелехия (движущая сила) его тела. Она является целевой причиной тела и, по-видимому, погибает вместе с ним. Душа, по Аристотелю, есть то, что делает тело той вещью, которая обладает единством цели и характерными чертами человеческого организма. Например: видит душа, а не глаз, который является только ее «органом», «частью тела». Философ убежден, что человек внутренне связан с природой, но при этом он выше всех природных организмов, прежде всего благодаря разумной душе. Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для вечной жизни: разумная душа бессмертна. Аристотель различает «душу» и «разум», ставя разум выше души и считая его менее связанным с телом. Человек — общественное животное, наделенное разумом. А сам разум есть не что иное, как чистое мышление, никак не связанное с телом (материей). Разум в силу этого является бессмертным. После смерти тела он сливается с вселенским Разумом и растворяется в нем. Однако благоразумие и другие интеллектуальные качества человека преображаются им в процессе жизни, постоянно обогащаясь новыми знаниями и жизненным опытом.

После того как Аристотель выработал правила мышления и успешно стал их распространять на другие виды рассуждений (по поводу движений, неба, души и т.п.), для него все реальности свелись к одной — той, которая задавалась мышлением. В «Метафизике» он высказывается вполне определенно, трактуя все существующее как начала наук разной степени общности. Но в этом случае возникал вопрос об истоках мыслительного построения, например: почему начала рассуждений должны иметь именно такой вид, а не иной? Однако надо отдать должное последовательности Аристотеля: если не существует никакой реальности помимо мышления, то единственное основание — это и есть мышление. Рассматривая в «Метафизике» основные начала, Аристотель утверждает, что это есть живой Разум, деятельность которого заключается в том, что он «мыслит мышление». «Следовательно, разум мыслит сам себя, раз мы в нем имеем наилучшее, и мысли есть мышление о мышлении» [16]. А что значит мыслить мышление? Скорее всего, — осуществлять интеллектуальную работу, которую выполнял сам философ, то есть критически анализировать саму мысль на предмет противоречий и строить рассуждения, создавать правила научного познания, устанавливать мыслительный порядок и т.д. Аристотель, изучая умственные операции, создал формальную логику. Он открыл логические законы тождества, непроти-воречия, исключения третьего и достаточного основания.

Фактически Аристотель подвел черту под классической античной философией. После него мыслители в основном сосредоточились на осмыслении субъективного мира отдельного человека. Тогда-то и возникли четыре философские школы. Это широко распространенные учения эллино-римского периода: кинизм (цинизм) и эпикуреизм, стоицизм и скептицизм (греч. skeptikos — исследующий, критикующий). Выдающийся немецкий философ В. Виндельбанд (1848-1915), оценивая античную философию, отмечал, что «она представляет собой любопытнейшую в теоретическом отношении часть всей истории философии не только потому, что выработанные ею начала сделались и остаются неизменной основой всего дальнейшего развития мышления, но и по той причине, что в ней, в особенности вначале, при весьма незначительном запасе знаний нашли яркое выражение содержащиеся в постулатах мыслящего разума основы мышления» [17].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *