Вечные философские вопросы.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Вечные философские вопросы, которые определяют характер научной мысли и смысл художественного воображения, предстают в сознании людей в виде новых (актуальных) проблем при формировании порой мистических гипотез, но чаще — строгих научных теорий. Это следующие вопросы: в чем сущность мира; насколько и как природный и общественный мир возможно познать; как можно преобразовать его; на какие ценности следует ориентироваться; какое будущее ожидает человечество; что представляет собой сам человек как Homo sapiens и как личность. На собственно философском языке это вопросы онтологии, гносеологии, методологии, праксиологии, аксиологии, философской антропологии и футурологии. Они, будучи интеллектуальным условием философского осмысления тайн Мироздания и одновременно ключевым фактором формирования общественного сознания, в основном проявляются в повседневной жизни как некое конкретно-историческое (эпохальное) самосознание того или иного народа, человечества в целом.

Сегодня новые философские конструкции или модели действительности открывают исследователю путь к совершенно иным возможностям постижения окружающей среды, сулящим сближение с гуманитарными чаяниями человека. При этом ныне по-новому трактуется воздействие субъекта на изучаемый объект природы. Глубочайшая взаимосвязанность природных явлений и человеческого познания породила новый — холистический (греч. holos — целое) образ исследовательской мысли, включающий в себя множество научных идей и социальнонравственных принципов и идеалов. Жизнь, практика наполняют идеи и идеалы глубоким философским смыслом. Они становятся особого рода универсально-рефлективными установками для объемного (целостного) осознания человеком своей жизнедеятельности. Поэтому в философии закрепился известный афоризм, приписываемый почти всем мудрецам и первым философам Древней Греции: «Познай самого себя». Оказывается, философия как уникальный преобразователь общественного сознания уже на самом начальном этапе своего становления утверждалась в качестве особой идейной рефлексии человеческого разума на природу и общество, на место и роль человека в них.

Осознание смысла философии как самосознания эпохи или общества — одна из самых сложных и противоречивых идей для рационального понимания. Сам факт философского само-осознания эпохи, общества не поддается строго логическому анализу и даже «сопротивляется» всяким попыткам заключить его в структурные границы научных теорий, концепций об обществе. Без преувеличения можно сказать: хотя роль общественных идей и идеалов в философии заметно возросла, вопрос о том, что такое в строго научном смысле общественное бытие, остается пока открытым и, может быть, проблематично более заостренным, чем когда-либо прежде. Еще в начале XX века немецкий философ-социолог Макс Вебер (1864-1920) назвал переход общественного сознания (мышления) от предыстории к истинной истории «рационализацией познания» [19]. Это его замечание было встречено философской и научной общественностью мира с благосклонным единодушием. Рационалистический подход в философской теории познания общества получил новые смысловые основания, оправдывающие его место и авторитет в историко-социальной сфере культур, в частности в науке и медицине.

Сегодня происходит переход от конфронтации к оптимизации общих усилий естественных и гуманитарных наук, изучающих различные функциональные структуры общества. Философия и науки становятся эвристическими феноменами единого порыва человечества к истинному познанию общества, места и роли человека в нем. Философия превращается в генератор мыследеятельности практически во всех исследованиях общественных связей и отношений. При этом, будучи коллективным соборным разумом ученых разных сфер научного познания, она является важнейшим фактором «здоровья» самой науки. Философия «питает» научную мысль новыми идеями и морально-этическими идеалами. Сама наука остро нуждается в особом философском способе абстрактно-теоретического мышления, в диалектическом методе анализа действительности, умозрительном поиске источника саморазвития природы. Происходит, можно сказать, естественный синтез философии, науки, морали, медицины как проявление диалектики в познании.

Со времен философии эллинизма диалектика получила довольно широкое признание в интеллектуальных кругах. Правда, в разные годы эта идея понималась и использовалась по-разно-му. В наше время диалектика предстает как умственное направление в познании мира и человеческого общества, которое имеет дело с фундаментальной философской идеей о саморазвитии. Мысли Г. Гегеля благодаря спекулятивности (лат. specula-tio — умственное созерцание) его рационально-критического разума составили фактически первое научно-философское учение, раскрывающее фундаментальную суть саморазвития в постижении сущего. Г. Гегель в противовес старой метафизике свою философию называл диалектической, или истинной, метафизикой, «наукой наук». Ничто, кроме подобного вида философии, по мнению мыслителя, не может формировать идею интегрального осмысления общественной жизни на Земле, ценностного самоопределения человека.

Философской идеологией диалектики сегодня пронизан, по сути, весь интеллектуальный продукт человеческого разума —  целостное постижение им сущего в его неисчерпаемом разнообразии. Это своеобразная идеология «познавательных предельных проблем», когда диалектика становится уделом всех ученых. Иными словами, речь идет о таких мощных теоретикорациональных отвлеченных размышлениях ученых, которые развертываются исторически и получают присущую только им четкую идейно-тематическую артикуляцию, образуя тем самым внутреннюю связь подлинно научной мысли с созидательной практикой.

К. Поппер, ставя вопрос о генезисе всех научных идей, предложил рассматривать диалектику в качестве мыслительного резервуара философских идей и представлений, из которых возникают новые научные концепции и смелые гипотезы. Он считал, что высший уровень уровень философского творчества — это, безусловно, удел ученых-гениев, мыслящих диалектически, то есть смело низвергающих устоявшиеся теоретические каноны, подчас даже подрывая основы фундаментальных наук. Сегодня, правда, больше говорят и пишут о синергетике, ставшей модной. Считается, что она провоцирует по сути своей принципиально новое философское (эволюционное и холистическое) видение мира. На материале синергетического исследования (синергетика усматривает универсальность самоорганизации природных явлений, включая и неорганические) взаимодействий низкоинтенсивного электромагнитного излучения миллиметрового диапазона с живым веществом сделали вывод, что наряду с ядерной и молекулярной физикой фактически существует и физика живого, содержащая в себе синергетические и квантовые принципы [20].

Ученым-физикам открылись удивительные вещи. Помимо известных видов энергии, которые человек получает из окружающей среды, существует еще один особый вид — информационный. В поле постоянного воздействия информационной энергии находятся все живые существа. Она состоит из огромного числа компонентов: электромагнитных, тепловых, акустических и иных волн, потоков микроскопических корпускулярных частиц. И каждый из них несет живому веществу необходимую ему информацию. В последнее время отношение к синергетике философов, самих ученых, особенно в области медицины, переходит из апологетической стадии к критической (в кантовском смысле). Причиной этому служит происходящий сейчас нелегкий процесс критического переосмысления опыта многолетнего жесткого господства диалектико-материалистической методологии в естествознании и, конечно, в медицинских науках. Не отрицая диалектико-материалистической методологии в познании, нельзя не замечать и иные эффективные научные методологии. Философское познание позволило ученым выработать новую концепцию, названную морфогенетической синергетикой. Она вобрала в себя все новейшие достижения физики, химии, кибернетики, биологии, медицины.

Философствующие медики хорошо понимают, что разнообразие и многофункциональность систем человеческого организма, проявляющих себя в поведении, восходит непосредственно и к физиологии человеческого мозга. Давно замечено, что, например, в правом полушарии мозга доминирует тенденция к иррациональному способу обработки получаемой или добываемой информации о мире, а в левом, наоборот, — к рациональному способу. Весьма интересно следующее обстоятельство: при «наложении» по-разному обработанных большими полушариями мозга человека различных видов информации о мире, обществе, самом человеке создается объемный идеальный образ целостной реальности — синергетическое знание (гр. synergeia — сотрудничество). Такое знание указывает на взаимодействие различных потенций или видов энергии в целостном мире природы. Открытость и сложность живого мира связаны с нелинейностью и нестабильностью, а спонтанная активность предполагает многогранность возможных путей его развития. Поэтому живой мир предстает в сознании людей не как некий механизм, а как сложный организм, подчиняющийся законам нелинейности и самоорганизации. Философия синергетики живого формируется на основе обобщения тех достижений, которые уже имеются в таких видах знания, как научное, медицинское, религиозное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *