Философия как составляющая мировоззрения.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...

Философия как мировоззренческая составляющая самосознания человеческого рода, возникнув на раннем этапе его культурного развития, отразила общественную потребность в рациональном определении нравственных критериев. В философии отразилась также заинтересованность в запечатлении общественных событий, того, что являлось духовно значимым для свободных людей данной исторической эпохи. Одновременно с мифами, религиями и естествознанием философия выступила в качестве субъекта общественного сознания. В духовной культуре она стала средством интеллектуального обоснования смысла бытия мироздания, осмысления роли общества в жизни каждого человека. Согласно Г. Гегелю, такая картина общественного бытия, которую люди создают в собственном воображении, выступает как философское самосознание или культура их духа. Она, будучи нравственно-критическим осмыслением имеющихся знаний о началах (принципах) общечеловеческого бытия, наполняет жизнь и деятельность индивидов гуманным смыслом и чувством личной ответственности.

Философское самосознание оценивает внешний мир как бы из недр своего внутреннего (духовного) состояния и спонтанно (лат. spontaeus — самопроизвольно) формирует смысл человеческого бытия. Если научное познание нацелено на открытие законов природы с целью определения принципов пребывания человека в ней, а художественное творчество — на имманентное объяснение внутреннего состояния человека, то философское самосознание творит внутреннюю культуру духа человека: его разум, волю, любовь, творческое мышление и т.д. При этом философское самосознание духовно цементирует общественное бытие людей, нацеливая мыслящее человечество на научное, мировоззренческое и аксиологическое восприятие получаемых знаний и различных событий, происходящих в мире. Современный врач и мыслитель А. Швейцер (1875-1965) весьма точно сформулировал значение и смысл философского самосознания и научного мировоззрения в жизни каждого человека, считая, что «жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства самоориентирования» [24].

Философия как проявление духовной культуры народа и каждой отдельной личности находится в постоянном самодвижении к пониманию нового знания о мире, жизни и, по существу, предстает как метафизическое преодоление старых мировоззренческих предрассудков науки и как самоочищение сознания от устаревших понятий и мнений. Следовательно, философия содержит в себе особую духовно-культурную ценность благодаря некой специфической способности удовлетворять интеллектуальную потребность человека в получении целостного знания о бытии. Философия позволяет ученым сопоставлять, к примеру, результаты развития прежних представлений о мире и жизни с достижениями современного естествознания (особенно в сфере биологии и медицины) и глубже понимать их. Развитое философское самосознание медиков как самобытная культура их духа способно оформлять и обосновывать все научные концепции (парадигмы) о здоровье и жизни людей и формировать новые мировоззренческие представления об объективном развитии природы в аспекте ее исторического совершенствования.

Философское мировоззрение, в отличие от обыденного мироощущения, не может опираться только на интуитивное постижение мира. Оно нуждается в осознанном понимании природы, то есть в ее углубленном рациональном и нравственном осмыслении, которое получает выражение в определенных понятиях. Такими философско-мировоззренческими понятиями у мыслителей прошлого стали: Космос (порядок, гармония), Бог (Вселенский Разум), Логос (смысл), Сущее (бытие) и т.д. В отличие от наглядных образцов миросозерцания в мифологии, понятия в философском мировоззрении предполагали рационально осмысленные, логически оформленные абстрактные символы. Так, в понятии «мир» отображалось максимально обобщенное постижение того, что окружало и воздействовало на людей. А понятийное постижение мира было возможно на базе философского самосознания или самопостижения человеком духовного (субъективного) мира, своего рода саморефлексии. Поэтому в качестве первопричины (или первоначала) в философском мировоззрении всегда были и остаются теоретические знания, концепции и парадигмы.

Философское мировоззрение представляет собой совокупность теоретических знаний об объективном мире с позиции субъективного взгляда на мир. Это понимание его сущности и назначения для человека, активно познающего Мироздание и самого себя в нем. Это синергетический комплекс фундаментальных знаний о мире, обществе, разуме и об отношении человека к ним. Все перечисленные идеи позволяют личности сознательно ориентироваться в мире очень разных знаний, идей, концепций, а также осознанно мотивировать свое поведение в природе и обществе. Отличительный признак философского мировоззрения — объективно-субъективное осмысление мирового целого, единства материального и духовного миров, что крайне важно для специалистов, особенно медиков, ибо они всегда имеют дело с частным (жизнью отдельного человека) в контексте общего и целого. Философское мировоззрение содержит в себе основные концептуальные проблемы познаваемости бытия. Эти вопросы являются преимущественно предельными (или пограничными) в системе человеческого познания, а точнее понимания, — т.е. такими, какими познание мира и человека либо начинается, либо заканчивается. Вопросы философии в медицине суть либо первые (в логическом порядке), исходные, либо последние, завершающие вопросы человеческого ума.

Философия, как наивысший мировоззренческий уровень самосознания человеческого рода, сознательно обозреваемый горизонт человеческого знания о себе и мире и способ рациональной аксиологической оценки, — это объект пристального внимания специалистов многих отраслей научного познания. Существует мнение, что статус современной философии в культуре определяется неким интеллектуальным пространством чисто мировоззренческих и аксиологических вопросов, вызывающих неподдельный интерес интеллектуалов в создании философско-мировоззренческого кругозора. Именно он позволяет им понимать внутреннюю логику самодвижения мира, его самозарождения и саморазвития, самостоятельно приближаться к осмыслению бесконечного многообразия проявлений исторической тенденции самосовершенствования человека, его разума, воли, совести и т.д.

В интеллектуальном споре о статусе самого философского самосознания вопрос стоит следующим образом: является ли нынешняя философия лишь способом самовыражения различных субъективных настроений мыслителей и их уникальных «внутренних» миров, или же она представляет собой специфическую (оценочную) форму единого теоретического сознания? Уже на начальной фазе своего возникновения философия, будучи критической мыслительной акцией, продемонстрировала особую способность человеческого ума «рисовать» яркие картины нестандартных категориальных или понятийных моделей мира. Например, решая проблему части и целого, единого и множественного в Мироздании, уже античная философия указывает на все логически возможные варианты: «мир делится на части» — Левкипп, Демокрит, Эпикур; «мир делим беспредельно» — Анаксагор; «мир вообще неделим» — элеаты. Историческое совершенствование философской мысли вносит изменения в мировоззренческое самосознание культурных людей, формируя новые мыслительные стандарты, новые потенциально возможные варианты в познании человеком Мироздания.

Вряд ли сегодня кто-либо сомневается в том, что только философская мысль способна нарисовать всеобъемлющую и целостную картину Вселенной, с учетом которой можно получить ответы на вопросы о положении человека в этом мире и о том, что же ему делать, чтобы достойно жить и осмысленно творить мир своего бытия. Вся культура, стало быть, насквозь пронизывается философским самосознанием. А философия, будучи уникальной формой теоретической мыследеятельности, не только революционизирует сферу научного исследования, но и оказывает активное мобилизующее воздействие на все формы теоретической генерации и социально-нравственной ориентации в поиске новых знаний о мире, обществе, человеке. Однако сама философия остается большой мыслительной загадкой, непростой задачей интеллектуального осознания своего собственного предназначения. Философский способ и стиль мышления

— это своеобразный итог обостреннокритичного рационализма. Так, в научном менталитете и сегодня господствует позитивистский образ философии, которая якобы предстает как «технология» абстрактного мышления, то есть мышления, отвлеченного от места и времени, а также от положения мыслящего субъекта.

Философия, будучи самобытным отображением культуры человеческого сообщества, когда искомая истина рассматривается ею в контексте мировоззрения и методологии, содержит в себе и наиважнейшую аксиологическую составляющую. Она, по-прежнему оставаясь метафизическим (умозрительным) способом масштабного осмысления, понимания и объяснения мира, выполняет, помимо этого, еще и функцию нравственной самооценки практически всех исторических типов научно-теоретической мыследеятельности, определения их духовного, социально-морального статуса, индивидуального характера с точки зрения общечеловеческой ценности. Философия, являясь оригинальным учением о целостностной системе бытия мира, общества и обо всем том, что исследуется как всеобщее целое, стремится понять и объяснить истоки и механизм самого мыслительного акта. Имеется в виду именно та мыследеятельность, которая по сути своей связывает в единое целое все, что подпадает под ее исследовательское око. Это и есть философский аспект интеллектуального осознания мира, рационально-оценочного, метафизического рассмотрения мнимых или устаревших мировоззренческих ценностей, нравственного обоснования ценностных критериев, соответствующих конкретной социальноисторической реальности.

Философское самосознание (культура духа) всегда предстает перед пытливым взором специалиста-интеллектуала как сложная специфическая мыслительная акция сознания человека и как спонтанная умственная рефлексия на систему заново добытых им знаний. Специалист-медик только тогда, образно говоря, сможет «подняться над собой» как прагматиком, когда овладеет искусством понимания исторического философского лексикона. Это необходимо ему затем, чтобы уметь самостоятельно умственно «синтезировать» и внедрять в философскую систему им же обнаруженное новое знание о предметах и явлениях живой природы и о себе самом. Отдельные элементы подобной философской системы можно понять и по достоинству оценить лишь в их диалектической взаимосвязи и взаимодействии. Отметим, что чем противоречивее сумма полученных знаний, тем труднее их научно оценивать и понятийно представлять. Каждую аксиологическую философскую систему всегда отличают ее ядро как своеобразная творческая интуиция и внешняя оболочка — интеллектуально-логическая надстройка.

В том случае, если философская интуиция лишается какого-либо логического основания, новое знание предстает формально незавершенным, но естественное стремление к интуитивному философскому озарению или хотя бы к умственному созерцанию является предпосылкой к логическому построению философских концепций и научных теорий. Загадочная познавательная интуиция ученых в совокупности с интеллектуальнологической надстройкой обретает духовный смысл в формировании философского самосознания. Именно оно и научная оформленность новой парадигмы создают иллюзию провидческой философской интуиции (прозрения), выражающей себя логически стройной научно-философской системой, познающей и объясняющей бытие. Поэтому научно-философское объяснение Мироздания, общества как жизненной среды людей и каждого отдельного человека — творца по сути нового бытия, -в данном случае представлена неким способом умственного самоосознания исторической культуры.

Генерируя научно-теоретическое ядро нового мировоззрения, философское самосознание тем самым спонтанно вводит в научно-исследовательский оборот и новые представления — понятия о желательном образе жизни, который предлагает мыслящему человечеству линию познавательно-творческого поведения. Постоянная интенция философской мысли на новую выработку в понятиях и категориях смысловых основ жизни людей, постановка и решение острейших проблем, многие из которых на современном уровне социально-культурного саморазвития оправданы преимущественно имманентным теоретическим развитием самой философии, сближают ее с научным характером мышления. Будучи самосознанием всеобщей человеческой культуры, философия позволяет лучше разобраться в социально-ценностном характере науки, точнее определить современный тип постижения мира природы, общества и понять, наконец, новое целевое назначение научного способа исследования. Дело в том, что чисто научное постижение бытия, осознанная ориентация человека в нем, его приверженность к какой-либо философско-мировоззренческой оценке строения мира получают сегодня далеко не однозначные толкования и по содержанию, и по форме.

Все исторически известные философские системы были и остаются не чем иным, как совокупностью особого духовного видения в мире природных вещей и явлений. Философия всегда стремится придать им ценностный, научно-мировоззренческий смысл. Постижение этого смысла, то есть определение целостности природы и научное осознание смыслового назначения мира и человека, имеет не только познавательное, но и большое практическое значение, ибо позволяет найти собственное место в этой целостности. Философская объемность миропонимания позволяет основательнее проникнуть в сущность не только того, что должно быть в нем, но и того, что уже есть. Для современного специалиста, работающего в сфере медицины и небезразличного к философии, существуют философия культуры, философия науки, а теперь и философия медицины. Но, к сожалению, нет целостного мировоззрения философии живой природы, которая осталась где-то в XVIII веке. Тем не менее современные медики, оказавшись ныне на пороге техногенной и информационной революций, как никогда прежде нуждаются в видении целостной картины мира.

Не случайно в конце прошлого и в начале нового тысячелетия перед философской мыслью медиков встала непростая задача — навести мосты между экзистенциалистской философией жизни и новым пониманием природы, между естественнонаучной и гуманитарной культурами, между нравственными принципами и предельными научными основаниями естественных и гуманитарных знаний.

С давних времен к философскому самосознанию относились в немалой степени настороженно. «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею», — предупреждал апостол Павел в Новом Завете (Кол. 3; 8). А русский философ П. Милюков [25] в свое время говорил о том, что «и самое слово «философия» принадлежало к числу слов, возбуждающих страх у москвичей». Однако к философии как к мировоззренческой культуре духа с неподдельным интересом тянулись интеллектуалы всех времен и народов. К словам философов прислушивались простые люди. При этом время от времени в обществе все же возникали активные антифилософские течения. Потом эти настроения менялись: вдруг все вновь начинали увлекаться философией. В целом данное обстоятельство вполне объяснимо: ведь для философии нет запретных тем, деликатных вопросов, нет непререкаемых авторитетов или некой сакральной истины. Она жизненно необходима всем специалистам в различных сферах их творческой деятельности как специфический предмет всеобщего гуманитарного образования и гуманистического воспитания. При нынешнем уровне развития культуры и цивилизации передовое человечество не может не признать, что именно философское самосознание как нельзя лучше отражает нравственный уровень существования и действенный потенциал разумных людей во всем мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *