АГНОСТИЦИЗМ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

АГНОСТИЦИЗМ (греч. agnostos — непознаваемый) — учение, согласно к-рому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь достоверное знание о них. В истории философии классическими выразителями идей А. были Юм и Кант. Юм считал, что человек имеет дело только со своими собственными ощущениями, фактами субъективного опыта, поэтому он не может ничего знать о внешнем мире: ни о том, существует ли он на самом деле, ни о том, каков он.

Кант хотя и признавал объективное существование вещей самих по себе, но сущность их считал непознаваемой, полагая, что вещи сами по себе не даны ни в каком опыте («Вещь в себе»). По его мнению, человек при помощи рассудка и разума в состоянии познать лишь явления (феномены). При этом то, как вещи являются нам, как мы видим их, определяется, по Канту, не свойствами самих вещей, а особенностями форм познания. В той или иной форме А. свойствен таким философским течениям, как неокантианство, неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм и т. д. А. здесь проявляется, напр., в попытках свести познание к исследованию лишь того, что дано непосредственно в опыте, научном эксперименте (не выходящих к тому же за пределы представлений, мыслей, языка субъекта), или того, что дано «экзистенциально», т. е. может быть осмыслено лишь под углом зрения человеческого существования. Все остальное объявляется бесплодным умствованием, «метафизикой». Современные агностики, по сути дела, стремятся лишить науку права на выдвижение гипотез, на разработку теорий, идущих дальше внешних фактов, проникающих в глубь вещей. А. абсолютизирует, чрезмерно раздувает тот факт, что человек не обладает полным, завершенным знанием мира, что его знания на той или иной ступени их развития ограничены (они обусловлены, напр., уровнем развития производства). В основе А. лежит также отрицание связи между сущностью и явлением. Отправляясь от того факта, что сущность предмета не лежит па поверхности, не совпадает с явлением, А. вырывает непроходимую пропасть между ними. При рассмотрении причин распространения А. в буржуазном обществе в современную эпоху нельзя забывать о поддержке, оказываемой ему со стороны идеологов реакционных классов. Сея сомнения в силе разума, науки, А. расчищает место для слепой веры, служит своеобразной опорой религии. Самое решительное опровержение А. дает практическая деятельность людей. Воздействуя на окружающие предметы, человек проникает в их сущность, получает достоверные знания о них. «Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец» (Энгельс).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *