2
Произошли чрезвычайно значительные, невиданные по размерам попытки осуществить социализм.
Эти попытки, как и следовало предвидеть и ожидать, были антихристианские в высоком и непрерывном напряжении: надо было раскачать тысячелетнюю химеру, поднять ее со дна души и бессознательного и, главное, устранить все препоны, все удержи, все великие заветы, зовы и усилия христианства.
Христианский уклад души оказался главною помехою для безудержного изживания земного утопизма, для классовой ненависти, для веры в быстрое осуществление райской жизни сонмищем безбожников.
Оказалось, что человек христианского склада не годится для свирепых мер, для материалистического мировоззрения, для всеобщей экспроприации и социализации.
Оказалось, что социализм в жизни — это не сладенькая утопия о всеобщем равном благополучии, изобилии и наслаждении, а суровый фанатизм, дело великой беспощадности, великой крови и безмерного всеобщего страдания.
Оказалось, что реальный социализм — не полнота жизненного христианства, как мечталось кабинетным утопистам, а дело противохристианское, с христианством несовместимое, требующее исчезновения или искоренения христианства.
Оказалось, что социализм есть дело не любви, а ненависти; не демократии, а диктатуры; не права, а произвола; не свободы, а порабощения; не справедливости, а попрания ее; не равенства, а классовой привилегии; не сытости, а голода; не блаженства, а страха; не экономии сил, а растраты сил.
Оказалось, что попытка пойти против Христа и заменить христианское общество — социалистическим — повела к кризису социализма, к великому разочарованию, в конечном итоге — к крушению социализма.
Оказалось, что строит любовь, а ненависть разрушает.
Оказалось, что человечество потеряло в этой битве ту химеру, в которую оно так долго верило, ту программу разрешения социального вопроса, которую оно за XIX век считало единственною и спасительною.