ИРРАЦИОНАЛИЗМ И «НЕИЗБЕЖНОСТЬ» ВОИН

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Иррационализм давно уже стал своеобразным идейным щитом реакции во всех тех случаях, когда интересы господствующего класса вступают в конфликт с логикой и объективной закономерностью общественного развития. С помощью иррационализма пытаются также оправдать различные социальные катаклизмы и войны, порождаемые системой капитализма.

Как это ни парадоксально, но апелляция к иррационализму при рассмотрении различного рода актуальных проблем современности, так или иначе связанных с необходимостью выявления мировоззренческой ориентации, весьма распространена в кругах интеллектуальной элиты капиталистических стран, занимающейся научными исследованиями в конкретных областях естествознания. Впрочем, парадоксальность эта в значительной мере кажущаяся, так как при сознательном отказе от диалектико-материалистического метода исследования мировоззренческих проблем иррационализм выступает как альтернатива научному объяснению существа данных проблем. Этот феномен в свое время убедительно объяснил В. И. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме».

Типичным примером того, как талант крупного ученого в конкретной области — физике — причудливо сочетается с мировоззренческой беспомощностью при рассмотрении проблемы войны и мира, могут служить взгляды Карла Фридриха фон Вейцзекксра. Будучи пацифистом и принимая активное участие в различных акциях против использования оружия массового уничтожения, прекрасно предвидя возможные последствия применения этого оружия в войне, Вейцзеккер тем не менее не верит в возможность предотвращения ядерной катастрофы. Больше того, он пытается доказать, что человечество бессильно отвратить нависшую над ним угрозу термоядерной катастрофы ссылками па иррациональный характер источника, порождающего войны. «Если эта война,— утверждает Вейцзеккер,— не придет через десять, то она может прийти через сто лет, и когда она все же придет, то будет еще разрушительнее… Мнение о том, что она никогда не вспыхнет, кажется мне не более обоснованным, чем утверждение, будто, играя в рулетку, можно всегда выигрывать». Вейцзеккер убежден, таким образом, что новая мировая война со всеми своими ужасами и бедствиями рано или поздно должна обрушиться па человечество. Он полагает при этом, что чем больше времени отделяет современное человечество от новой мировой войны, тем катастрофичнее будут ее последствия. Следуя логике Вейцзеккера, можно умозаключить, что в свете такой безнадежной перспективы человечеству вообще бесполезно бороться за предотвращение новой мировой войны. Само сравнение надежды человечества на спасение от термоядерной катастрофы с игрой в рулетку является не самой удачной аналогией и способно в лучшем случае лишь вызвать чувство удивления. Какие же доводы приводит Вейцзеккер в обоснование своего скепсиса относительно возможностей человечества предотвратить нависшую над ним угрозу?

В обоснование своей точки зрения Вейцзеккер апеллирует к иррационализму, к мистике. Почву для возникновения войн он усматривает не в реальных противоречиях общественного бытия людей, а в тайниках идеалистически понимаемой им человеческой сущности. «В действительности,— утверждает Вейцзеккер,— войны представляют собой видимые сгущения той конфликтной материи, которые постоянно накапливаются в иррациональных глубинах человеческой сущности».

Объявив войну иррациональным явлением, Вейцзеккер исключает тем самым всякую возможность предотвращения войны, исключает возможность результативной борьбы людей против военной опасности. Больше того, следуя своей собственной логике, Вейцзеккер договаривается до такого абсурда, будто люди сами хотят войны, если даже они утверждают обратное.

«Войны вспыхивают потому,— утверждает он далее,— что люди в основном хотят их, если даже они утверждают, что они их не хотят». Следует заметить, что такое парадоксальное и с точки зрения здравого смысла просто невероятное суждение имеет весьма широкое распространение среди современных буржуазных идеологов.

Та же самая идея высказывается в книге Генриха Буссе «Без войны», написанной в духе ярко выраженного буржуазного пацифизма. Автор этой книги пишет: «Все люди хотят мира, проклинают и презирают войну, и те же самые люди при ближайшем удобном случае поддерживают политику, которая неизбежно ведет к новой войне». Хотя он прямо и не ссылается на «иррациональные глубины», тем не менее ясно, что именно они подразумеваются, как источник «неразумного поведения людей». Свою дань иррационаллетической аргументации в пользу неизбежности войн отдает и Тобиаш Брохер, известный психоаналитик Федеративной Республики Германии. «Мы знаем,— пишет он, — что война смертельна, жестока и разрушительна. Если ее никто не хочет, и она все же приходит, нужно искать причины ее в нас самих, которые мы не в состоянии понять».

Столь охотная и частая апелляция многих буржуазных идеологов и ученых к иррационализму для «объяснения» актуальнейших вопросов, поставленных жизнью, не является случайной. Дело в том, что сама действительность современного капитализма, сам капиталистический способ производства по своей природе являются иррациональными. Иррациональное капиталистическое бытие объективно порождает и определяет иррациональное мышление буржуазных идеологов. Рационалистическая тенденция целого ряда мыслителей эпохи восходящего капитализма, таких, как

Бэкон, Декарт, Спиноза, Гегель, уже с середины прошлого века начала уступать место действиям противоположной тенденции, выразителями которой явились такие реакционные философы, как Кьеркегор, Ницше, Шопенгауэр, Шпенглер и др. Эта смена тенденций была обусловлена общей духовной переориентацией буржуазии в направлении реакции в связи с внутренними процессами развития капиталистической экономики, определившими в конечном счете переход капитализма в высшую и последнюю стадию его развития, в империализм. Особенно же усилилась тяга буржуазных идеологов к иррационализму с вступлением капитализма в полосу общего кризиса, когда резко обострились все присущие капиталистическому способу производства противоречия, когда эти противоречия применили к двум самым кровопролитным в истории человечества войнам — первой и второй мировым войнам. В этих двух войнах, в которых погибли десятки миллионов людей и уничтожены огромные материальные ценности, с особой силой проявилась иррациональная античеловеческая природа капитализма. Победа социалистической революции в России и в целом ряде других стран Европы и Азии и возникновение мировой социалистической системы хозяйства, распад колониальной системы империализма, приход социализма в Западное полушарие в результате победы социалистической революции на Кубе, победа народных революций в Анголе, Эфиопии, Лаосе, Афганистане — все это вместе взятое до основания потрясло здание мирового капитализма.

Дальнейшее обострение противоречий капиталистической системы хозяйства усиливает иррационалистическую тенденцию в буржуазной идеологии. Эта тенденция в разной степени проявляется во всех основных мировоззренческих течениях современного капитализма. Эта тенденция все отчетливее и откровеннее проявляется в тех случаях, когда буржуазные идеологи пытаются давать ответы на различные актуальные вопросы современного периода человеческой истории. Среди этих вопросов центральное место занимает основной вопрос современности — о войне и мире.

Пример Вейцзеккера весьма характерен в смысле практических последствий иррационалистического подхода к проблеме войны и мира. Он приводит к признанию неизбежности, неотвратимости мировой термоядерной катастрофы. Виновником и причиной неизбежности этой катастрофы, по мнению буржуазных мыслителей указанного направления, являются непостижимые иррациональные факторы, которым человечество бессильно противостоять.

Преимущество ссылок на различные иррациональные факторы для объяснения сложных социальных и политических проблем современности состоит в глазах представителей реакционных буржуазных идеологов прежде всего в том, что такой способ «объяснения» социальных явлений избавляет их от обязанности анализировать действительные причины и действительную природу этих явлений.

В самом деле, ни один из тех буржуазных идеологов, кто часто и охотно употребляет такую терминологию, как «иррациональные силы», «иррациональные глубины» и пр., не сумел или не счел своим долгом вразумительно сказать, что же это такое. И это логично, ибо само понятие «иррационального» выступает у буржуазных идеологов своеобразной формулой «непонятного, помноженного на неизвестное», методом уклонения от ответа на актуальные вопросы современности. Буржуазные идеологи сознательно уходят от научного и разумного подхода к разрешению сложных социальных проблем, укрывая за формулой «иррационального» свой страх перед будущим, тем будущим, что ожидает капитализм.

Все те негативные явления, которые порождаются капиталистическим способом производства— войны, кризисы, безработица и др., буржуазные идеологи называют «иррациональными». «Иррациональными» они называют также социальные революции и само стремление народов изменить общественный строй. Порожденные капитализмом империалистические войны 1914—1918, 1939—1945 гг., сопровождавшиеся кровавым разгулом милитаризма и стоившие человечеству неисчислимых жертв, они объявляют результатом действия «иррациональных сил». Новую мировую войну, угроза которой нависла над человечеством, идеологи империализма также пытаются объяснить влиянием непостижимых «иррациональных сил».

В предисловии к сборнику «Итоги второй мировой войны», изданному в Западной Германии группой бывших офицеров и генералов гитлеровского вермахта, мы находим следующее объяснение причин социальных, политических и военных потрясений, которые пришлось испытать человечеству в XX столетии.

«…Неведомая сила..,— говорится в предисловии,— начиная с 1914 года, вероятно, по каким-то высшим законам метафизики подчинила себе и отдельных люден и народы и до сих пор вызывает одно потрясение

другим… Эта сила навлекла и будет навлекать па пас одну катастрофу за другой до тех пор, пока и людям, и народам, может быть, все же удастся постигнуть и конкретно представить себе то, что заставляет действовать эту силу…».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *