Вера и разум: парадигма схоластической философии.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

С одной стороны, христианская философия выступала как критическая совесть в то время, когда слепая вера узурпировала разум и волю свободного действия человека. Она являла собой по сути новый духовный фактор саморазвития интеллекта человечества. Всякий изучающий христианскую философию может адекватно оценить то, какой вклад сделал тот или иной оригинальный христианский мыслитель в сокровищницу человеческой духовной культуры. Это — не что иное, как критическое изучение и личное осмысление истории философской мысли. Теперь мало кто сомневается в том, что практически все великие учителя жизни были самобытнейшими философами своего времени, несмотря на явную религиозность. Сегодня лишь очень немногие разделы религиозной философии получают от своих представителей более или менее творческие работы.

В XV веке схоластика стала постепенно сдавать свои интеллектуальные позиции. Свежий ветер времени прочистил затхлый воздух схоластики и принес мощный приток новых духовных сил, которым предстояло оживить в следующем веке творческую мысль ученых, художников, политиков и даже теологов. Так, замечательный мыслитель и писатель Эразм Роттердамский (1469-1536), не порывая своих связей с католической церковью, едко критиковал порочные нравы римских теологов. Он ратовал за возвращение религии к истинной вере, то есть к идеалам раннего христианства. В философской сфере Эразм активно выступал против чрезмерной усложненности схоластики, которая, по его мнению, окончательно запутала религиозную мысль Отцов церкви и основательно замутила пространство христианской веры, милосердия и надежды. Не переставая бичевать тех, кто искажал истинную веру, он одновременно и благодарит их за то, что в силу своей глупости они, не сознавая того сами, выступали хранителями веры.

С деятельности монаха-мыслителя М. Лютера (1483— 1546), по сути, начался революционный процесс освобождения человеческого мышления от пут и жесткого контроля теологов. Хотя он резко обрушился на философию как таковую, считая ее бесплодным умствованием, мешающим вере, это было негативной реакцией на философские поиски как Отцов церкви, так и всех схоластов. Подчеркнем, что именно с Лютера началось зарождение нового религиозного свободомыслия. А затем стал бурно пробуждаться интерес к индивидуальному религиозному творчеству. Однако необходимо заметить, что протестанты, освобождая человека от внешнего авторитета Римского папы и всей церковной иерархии, сделав основной упор на внутренней религиозной совести индивида, невольно укрепляли утонченное религиозно-светское мировоззрение. Реформация во главе с Лютером не избавила людей от всевластия самой религии. Как отмечал К. Маркс, Реформация, освободив человека от власти внешней религиозности, наложила оковы на его сердце, «превратив мирян в попов» [13]. И действительно, отвергая непререкаемый для католиков авторитет Папы, теологи Реформации поставили на его место авторитет Священного Писания, возложив его толкование на самого верующего.

Реформация оказала заметное воздействие на формирование нового мышления, отличного от представлений ортодоксального христианства. Призыв Лютера, возвестивший первенство личного религиозного опыта, сообщил новому мышлению осознание того, что реальность имеет, якобы, глубоко сокровенный характер, а истина пронизана индивидуальным суждением и что в ее обнаружении огромную роль играет человеческая личность как субъект. С течением времени протестантское учение об оправдании через личную веру в Христа перенесло центр внимания с объекта (Христа) на субъект — личную веру, тем самым был сделан акцент на внутренней значимости идей, а не на их объективном смысле. Человеческое «Я» становилось «мерой всех вещей» — самоопределяющейся и самоуправляю-щей. Истина же все больше становилась переживаемой человеческим «Я». Так, идеи Лютера «спровоцировали» рождение де-картового сомнения, а затем — кантовской критической философии. В конце концов все это привело к прагматизму и экзистенциализму позднейшего периода Нового времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *