СОЮЗ ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЫ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Философия о смысле жизни.

Философия о смысле жизни толкует очень и очень давно. Еще Платон под смыслом жизни разумел саморазвитие, то есть то, что движет само себя. Конфуций сравнивал жизнь с течением реки как источником самообновления. Жизнь, по Конфуцию, должна подчиняться закону Неба (вечности). По сути дела, она является пиком развития бытия, которое проходит в своем возвышении через несколько фаз: исходную — как турбулентно хаотическое состояние бытия; сложившуюся, но дожизненную; живую форму бытия; наконец, особое (разумное) состояние бытия, сознающего себя, то есть надбытие. Совокупность и переплетение всех этих форм составляет смысл жизни. Сама возможность постигнуть его всегда уникальна.

Выдающиеся заслуги в деле осмысления проблем жизни принадлежат русским ученым: П.Ф. Горянинову (одному из создателей клеточной теории строения организмов), эволюционистам К.Ф. Рулье, А.Н. Бекетову, а также И.И. Мечникову. Величайшие открытия в физиологии высшей нервной деятельности совершил И.М. Сеченов, который доказал, что в основе всех психических явлений лежат физиологические процессы.

Если Р. Декарт выявил рефлекторный характер непроизвольных движений, управляемых спинным мозгом, то И.М. Сеченов первым высказал мысль о рефлекторном характере произвольных движений, за которые отвечает головной мозг. Он научно доказал, что раздражение определенных центров в головном мозге тормозит деятельность центров спинного мозга. Благодаря открытиям ученого головной мозг стал предметом экспериментального исследования, а психические явления начали получать материалистическое объяснение в конкретной научной форме. Продолжением учения о механизмах деятельности головного мозга стали работы выдающегося исследователя-физиолога И.П. Павлова, открывшего условные рефлексы.

В.И. Вернадский связал начало функционирования живой материи с возникновением биосферы на Земле, которая, представляя собой сложную саморегулирующуюся систему, выполняла многообразные геохимические функции. Биосфера, по Вернадскому, включает в себя не только совокупность живых организмов, но и косное вещество (атмосферу, газы, горные породы), биокосное вещество (почвы, илы, поверхностные воды), биогенное вещество (поток атомов из живого вещества в Космос), радиоактивное вещество и ряд других составляющих [21].

Выдающиеся достижения в области молекулярной биологии привели сегодня и к новым представлениям о жизни и ее возникновении на Земле. Но они, к сожалению, становятся все более расплывчатыми. Большинством современных биологов-исследователей за исходную формулу жизни принимается, кстати, старая идея об уникальной форме существования материи как особом способе ее движения — биологическом. Главный же смысл этой идеи состоит в том, что жизнь на Земле просто невозможна без наличия и активного функционирования белков и нуклеиновых кислот. Имеется ввиду «сам себя осуществляющий перманентный химический процесс…» [22]. О специфической области органической жизни, именуемой физиологией, Ф. Энгельс писал, что это есть не что иное, как «физика и в особенности химия живого тела, но вместе с тем она перестает быть специально химией: с одной стороны, сфера ее действия ограничивается, но, с другой стороны, она вместе с тем поднимается здесь на некоторую более высокую ступень» [23].

Учеными предлагается и несколько иное объяснение бытия жизни. Речь идет о концепции пространственно-временного существования самоорганизующейся материи. При этом жизнь представляется в виде некоего ограниченного временем физического существования как самых элементарных (клеточных и даже доклеточных) форм материи, так и самых высокоорганизованных — физиологических, социальных, духовных. Только в биологическом смысле жизнь предстает как некий продукт водной оболочки Земли, ее гидросферы и существует в определенных пространственно-временных рамках бытия. Причем это только часть нескончаемого процесса самозарождения, самодвижения, саморазвития и самосовершенствования Вселенной. Характерные признаки жизни — это взаимосвязь с внешней средой, воспроизведение себе подобных, постоянное саморазвитие. Исследуя биосферу, механизмы ее эволюционного развития, ученые пришли к выводу, что живое вещество — это не просто совокупная взаимосвязь функционирующих в ней элементов, а некая единая (живая) система, существующая в космическом времени-пространстве и при этом составляющая ничтожную часть нашей планеты. В.И. Вернадский видел цель научного познания живого вещества в том, чтобы понять и объяснить не столько возникновение самой жизни — она вечна, сколько механизм ее появления на планете Земля.

Вся вторая половина XX века, с ее выдающимися достижениями в области математики, физики, астрономии, химии, биологии, физиологии, характеризуется как существенным приростом знаний, способствующих целостному пониманию мира, так и чисто философскими оценками жизни как явления сугубо космического. Сегодня ни для кого не секрет, что космические условия и факторы, в первую очередь солнечные, воздействуют на все физико-химические явления и части биосферы: на ее структуры и звенья, на биологические объекты, само существование которых связано с меняющейся космической средой. Вселенную по всем направлениям пронизывают потоки космических лучей — потоки частиц, обладающих огромной энергией. Они, скорее всего, и явились истоком жизни. Безусловно, живая материя имеет свою автономную структуру бытия. Но бесспорно и то, что она находится в постоянном взаимодействии с окружающей космической, земной и социальной средой. Еще в середине XIX века И.М. Сеченов высказал философскую мысль о том, что все живое — это не только телесная организация, но и внешняя среда, влияющая на нее, то есть некая целостность. «Организм, — подчеркивал ученый-физиолог, — без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен. Поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Так как без последней существование организма невозможно, то споры о том, что в жизни важнее — среда или само тело, не имеет ни малейшего смысла» [24]. Эта по сути своей революционная идея получила дальнейшее научное развитие спустя столетие.

В 30-е годы прошлого века оригинальный мыслитель, ученый A.Л. Чижевский заявил: «Теперь мы можем сказать, что в науках о природе идеи о единстве и связанности всех явлений в мире и чувство мира как неразделимого целого никогда не достигали той ясности и глубины, какой они мало-помалу достигают в наши дни. Но наука о живом организме и его проявлениях пока еще чужда расцвету этой универсальной идеи единства всего живого со всем мирозданием» [25]. В научной среде долгое время господствовало мнение, что органический мир был как бы вырван из естественной природы и кем-то насильно поставлен над нею или вне нее. Для живого на Земле, согласно такому воззрению, существовала только одна среда — само живое. Подобные представления решительно не устраивали пытливые умы гениальных ученых прошлого и современности. Раздумывая об условиях возникновения и развития органической жизни, К.Э. Циолковский полагал, что «мы не можем тут избежать узкой, земной точки зрения, хотя и будем стараться иметь космический взгляд на вещи» [26]. Главный же акцент ученый делал на самозарождении органического вещества, что свидетельствовало о понимании им жизни как явления не случайного, а объективно закономерного в силу имманентных тенденций самодвижения материи. «Быть может, — философски вторил Циолковскому А.Л. Чижевский, — активная деятельность на Солнце и биологические явления на Земле суть соэффекты одной общей причины — великой электромагнитной жизни Вселенной? Эта жизнь имеет свой пульс, свои периоды и ритмы. Наука будущего должна будет решить вопрос, где зарождаются и откуда исходят эти ритмы» [27].

Сама идея ритмов мира (включая ритмы человеческой жизнедеятельности), их воздействия друг на друга долгое время не имела серьезной научной опоры. Однако в процессе создания современной научной картины мира, ассимилирующей достижения синергетики, формируется новое понимание взаимодействия частей целого и согласованности их изменений. Особо важным свойством живого вещества современные ученые называют его нацеленность на сохранение своей целостности (гомеостаз). Но как затем выяснилось, таким свойством обладают и некоторые неживые структуры. Если принять за истину гипотезу о том, что жизнь — это форма существования белковых тел (клеток или многоклеточных организмов), то живое -это не что иное, как некое состояние данных тел, отличных от косной материи. Жизнь как некая сущность движения вещества, считал Н.Н. Моисеев (1917-2000), качественно отличается от изменений в веществе косном, проявляясь некоторым системным свойством, возникающим лишь на определенном уровне сложности организации материи [28]. По мнению ученого, Мироздание движется от начального взрыва до целенаправленного развития — порядка. Рост разнообразия в мире приводит в итоге к появлению очень сложных материальных образований. А с возникновением Homo sapiens (человека разумного) Мироздание начинает «познавать себя» и при помощи разума человеческого развиваться целенаправленно.

При философском сопряжении новейших научных исследований ученых-химиков и физиков, занимающихся проблемами биохимии и биофизики, ученых-биологов, осваивающих новые методы изучения живой клетки, математиков, предлагающих кибернетическую картину существования и воспроизведения сложных управляемых систем в технике и живой природе, постепенно формируется иная научная картина жизни. Задача формирования этой картины в Космосе предполагает поиск нетрадиционных подходов, корни которых уходят в кибернетику, теорию информации и т.д. Можно допустить и существование иных форм жизни (разума) на небелковой основе. «Мы допускаем, — заявил знаменитый математик А.Н. Колмогоров (1903-1987), — что на Земле, возможно, и в самих людях, существуют не только белково-нуклеиновые, но и другие формы жизни. Почему бы и нет?.. Гипотетические формы жизни могут и не иметь четко очерченных пространственных границ. Их сигналы передаются с помощью более сложных полей, чем известные ныне» [29].

Выдающийся математик-кибернетик Норберт Винер (1894-1964) как-то глубокомысленно заметил: «Я спрашиваю, будет ли это философски очень разниться от того, что происходит в организме, когда ген действует как шаблон, формирующий другие молекулы того же гена из неопределенной смеси аминокислот и нуклеиновых кислот, или когда вирус формирует другие подобные себе молекулы того же вируса из тканей и соков организма-хозяина. Я совсем не утверждаю, что процессы одинаковы в деталях, но утверждаю, что философски они представляют собой весьма сходные явления» [30]. Действительно, развитие генетики, в рамках которой до сих пор, кстати, возникает немало научных споров, побуждает к переосмыслению сложного становления и развития живого. Отметим, что в вопросах, непосредственно связанных с медицинской практикой, генетика человека уже достигла заметных успехов. Однако в морально-философской сфере она делает пока первые робкие шаги. Главное же направление генетической революции связано именно с проблемами человека, его здоровья, его выживания в условиях обостряющегося глобального экологического кризиса.

Ни одна из существовавших ранее и ныне существующих гипотез не может предложить новый механизм перехода от неживого вещества к живой материи. Однако современные системные (синергетические) представления позволяют оценивать характер зарождения и эволюции жизни. Во-первых, нет ничего удивительного в том, что в далеком прошлом произошла спонтанная «сборка» физико-химических элементов, которая и привела к возникновению живого. Наша физико-химическая Вселенная такова, что в ней является совершенно естественным появление живых организмов. Во-вторых, мало удивительного и в том, что живые организмы способны сохранять свою устойчивость. Это происходит благодаря отрицательным обратным связям. В-третьих, с позиции синергетики закономерно представить эволюцию мира живого, которая привела в итоге к появлению человека.

Проблема жизни, ее временных границ на Земле остается важнейшей и наиболее сложной научно-философской проблемой. Люди всегда мечтали о победе жизни над смертью. Этой извечной мечте суждено было пройти через всю историю человеческого саморазвития, зажигаясь потайным огнем в ретортах средневековых химиков, искавших «корень жизни», ярко вспыхивая в утопиях мудрецов-философов и романах писателей-фантастов, вдохновляя художников и поэтов всех времен и народов. Многие тайные «пружины разворачивания» жизненных процессов в связи со становлением и развитием новых наук типа генетики, современных биомедицинских технологий, генной инженерии, безусловно, вселили надежды на улучшение форм жизни на Земле, но одновременно принесли с собой опасность ее уничтожения или грубого деформирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *