НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

…Мир становится ареной конкуренции национальных культур, пагубно сказывающейся на собственно культуре… Так при отливе обнажаются разделяющие водную стихию мели, которые во время прилива скрыты под водой. А. ШВЕЙЦЕР

Взгляд на культуру, безусловно считающийся современным, исходит из эмпирически наглядного факта множественности культур, их качественного различия и национального своеобразия. Каждому мыслящему человеку понятна сегодня невозможность говорить о культуре как о чем-то едином и целом, лишенном разделяющих ее границ и специфических особенностей. Мир, в котором мы живем, сложен и многообразен, чему соответствует и многообразие культур. Мудрость нашего времени и состоит в признании за каждой культурой ее права на самостоятельное существование и развитие, в отстаивании принципа равноправного сосуществования всех культур, что исключает не только какой-либо культуроцентризм (европоцентризм или востокоцентризм), но и вообще любую претензию па культурное лидерство со стороны отдельной культуры. Культура по своей природе не монистична, а плюралистична — таково преобладающее умонастроение нашего времени.

В ситуации культурного плюрализма заметно повысился интерес людей к национальным особенностям своей культуры. Сегодня культурная самобытность собственного народа оценивается нами выше, чем его военная мощь. На шкале ценностей культура явно потеснила силу, и каждый теперь стремится отыскать в своей исторической родословной не только прославившихся в сражениях воинов, но и культурных предков.

Наука спешит откликнуться на эту потребность. История куль туры, особенно отечественной, стала ныне одной из самых популярных научных дисциплин. Прошлое народа, корни его культуры, древние предания и поверья, памятники старины вызывают у нас живейший интерес. Чего в этом интересе больше — проснувшегося национального самосознания, чувства вины за долгое культурное беспамятство, страха перед настоящим или неверия в будущее? Очевидно, всего вместе, но в первую очередь осознания глубинной связи между собственной судьбой и судьбой своей культуры. Народ жив, пока жива его культура,— таков символ веры современного человека, в котором надежда на культуру сильнее надежды на государство, партии, вождей, передовые учения, во что еще безоговорочна верили совсем недавно.

Общая вера в культуру должна быть подкреплена, однако, пашей личной уверенностью в своей действительной, а не мнимой причастности к ней. Ведь связь с культурой никому не гарантирована автоматически, в силу, так сказать, текущей в нас крови или заложенных генов. Нельзя причислять себя к русской культуре только на основании своего русского происхождения. Быть русским но крови и русским но культуре — разные вещи. И не так уж редко те и другие вступали друг с другом в непримиримый конфликт. Разве не «чистотой» русской культуры оправдывалась печально известная травля «безродных космополитов»? Много ли славы принесла она русской культуре? И кем были участники и зачинатели этой травли — русскими по культуре или только по крови?

Бесспорно, надо знать свою культуру. Но только ли посредством знания мы связаны с ней? Можно знать ислам и не быть мусульманином. Знание в равной степени обращено как к своей, так и к чужой культуре: оно нейтрально по отношению к разделяющей их черте. Знание делает человека ученым, а ученость — отнюдь не единственный признак культурности. Знать культуру и быть в культуре — не одно и то же, хотя между тем и другим существует несомненная связь. Соответственно необходимо различать знание о культуре, даваемое научными изысканиями, и осознание своей личной причастности к ней — то, что можно назвать культурным самосознанием личности. Потребность в таком самосознании весьма велика у современного человека, озабоченного своей культурной генеалогией.

Во всяком случае, вопрос о собственной культурной принадлежности решается в наше время на уровне не только страны, народа в целом, но и каждого отдельного человека. Народ обладает культурным самосознанием просто в силу того, что живет в своей культуре; его самосознание неотделимо от его существования. Но там, где народ перестает быть этнически однородной массой, «расщепляясь» на множество образующих его индивидов с их уже не общей, а личной судьбой, культурное самосознание обретает значение самостоятельной проблемы, причем встающей перед каждым. В этом случае, говоря о «своей культуре», нельзя сослаться на факт проживания в данной местности или среди данного народа. В современном обществе с его расширившимися коммуникациями и постоянной миграцией людей из одной местности в другую проблема культурного самоопределения требует от каждого сугубо личного решения, самостоятельных действий и усилий.

Читать далее «НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»